Александр Крупнов, Инфокоммуникационный СоюзДмитрий Родин (Д.Р.): Почему необходимость проведения конференции, посвященной мобильной коммерции, назрела именно сейчас?

Александр Крупнов (А.К.): Тематика мобильной коммерции уже на протяжении нескольких лет находится в поле зрения Инфокоммуникационного Союза. За это время проделан большой объем работы по развитию российского рынка мобильной коммерции: выполняются теоретические и практические исследования по данной проблематике, осуществляется взаимодействие с органами государственной власти и международными организациями, подготовлены и переданы на рассмотрение в Государственную Думу различные проекты корректировок законодательных актов, регулирующих мобильную коммерцию в России. Опыт Инфокоммуникационного Союза позволяет с уверенностью говорить о том, что только согласованная позиция всех участников рынка мобильной коммерции может способствовать эффективному и оперативному внедрению услуг m-commerce в России. Именно поэтому вопрос организации подобного форума как площадки для обсуждения и дискуссии сегодня как никогда актуален.

Основная задача форума – привлечь  внимание делового сообщества и органов государственной власти к проблемам и перспективам развития отечественного рынка мобильных платежей и распространения в России дистанционных банковских услуг. Это не первое организуемое проектом «Мобильные платежи» мероприятие по тематике мобильной коммерции – круглый стол «Мобильные платежи и мобильная коммерция: перспективы развития в России и в мире», проведенный при поддержке Мининформсвязи России (позже преобразованного в Минкомсвязи) 27 февраля 2008 года, собрал более 100 участников и вызвал повышенный интерес представителей инфокоммуникационного и финансового секторов, государственных органов и общественности.

Д.Р.: Чем эта конференция будет отличаться от других подобных мероприятий, кроме оригинальной узкой специализации?

А.К.: Одна из главных отличительных особенностей мероприятия – его масштаб. Впервые на территории РФ проводится столь крупное международное мероприятие, посвященное инновационным способам оплаты товаров и услуг с применением мобильной связи. В конференции примут участие руководящие работники госсектора РФ, крупнейших операторов связи, финансовых институтов, международных организаций, регулирующих данную сферу. Помимо этого, впервые в истории развития мобильной коммерции в России к участию в обсуждении также будут привлечены представители компаний – лидеров других отраслей экономики, планирующих реализацию самостоятельных проектов с использованием сервисов мобильной коммерции, в том числе крупных поставщиков транспортных и жилищно-коммунальных услуг.

Уверен, широчайший круг докладчиков и участников конференции будет  способствовать выработке практических решений, которые определят будущее развития мобильной коммерции в России

Д.Р.: В рамках грядущей конференции вам удалось заручиться поддержкой Министерства связи и массовых коммуникаций и Центрального банка. В чем будет заключаться их участие в конференции?

А.К.: Поддержка этих структур чрезвычайно важна для проведения конференции, как и для развития мобильной коммерции в России в целом. На мероприятии, безусловно, будут присутствовать руководящие работники Минкомсвязи России и ЦБ РФ. Мы также ожидаем их участия в проводимом в рамках конференции круглом столе «Законодательное обеспечение мобильной коммерции в России».

Д.Р.: Каких докладчиков стоит ожидать на вашей конференции?

А.К.: Во-первых, мы предусмотрели отдельный блок докладов, посвященных стратегическим вопросам развития мобильной коммерции в России – правовому регулированию, безопасности, системе администрирования. Во-вторых, на мероприятии будут представлены доклады, посвященные новые услугам для абонентов всех крупнейших операторов связи России – «ВымпелКома» , «МегаФона», «Мобильных ТелеСистем» и «Скай Линк».

Помимо этого, с докладами выступят представители банков, включенных в релевантные проекты (ОАО АКБ «Связь-Банк», ОАО АКБ «Таврический»). Отмечу, что треть наших докладчиков – иностранцы, среди которых представители международных организаций GSMA и Mobey Forum, которые расскажут делегатам о глобальных тенденциях рынка мобильной коммерции, а также докладчики от MasterCard, Paybox, NXP Semiconductors и других иностранных компаний, реализующих проекты мобильной коммерции.

Особый акцент будет сделан на презентации различных платежных приложений на основе технологии Near Field Communication (NFC): о них присутствующим также расскажут представители иностранных компаний — Sony Corporation (FeliCa Department), RMV (Rhein-Main-Verkehrsverbund, Союз Железнодорожников Рейн-Майна), Venyon OY. Кстати, конференция также поддерживается NFC Forum – крупнейшей международной организацией, занимающейся продвижением данной передовой технологии. Наконец, на мероприятии будут представлены интересные мобильные транспортные приложения, реализуемые в России и за рубежом и многие другие m-commerce решения: оплата штрафов, мобильный вендинг и т.д.

Д.Р.: Наверняка на конференции будет затронута одна из инициатив Инфокоммуникационного Союза — по созданию в России Единого центра мобильных платежей. Чем, по-вашему, обусловлена необходимость его организации?

А.К.: Рынок мобильной коммерции – большой и сильно фрагментированный. Сегодня основные усилия компаний-операторов «большой тройки» и финансовых организаций сосредоточены на разработке единой технической и правовой схемы, которая позволила бы объединить разрозненные проекты в области мобильной коммерции в унифицированную инфраструктуру. Именно создание единых стандартов подключения, пользования и отказа от услуг — вне зависимости от оператора, банка и географической зоны — означало бы появление в России полноценного рынка мобильной коммерции. В рамках работ по созданию такого единого алгоритма взаимодействия, выгодного всем основным игрокам, и предполагается создание Единого центра координации мобильной коммерции – центрального административного органа, осуществляющего функции стандартизации и внутреннего регулирования. В условиях отсутствия подобной структуры возникает риск дробления рынка, появления множественных технических и юридических схем проведения платежей, а подобная разнонаправленность тормозит развитие мобильной коммерции в государственном масштабе.

Таким образом, цель создания Единого центра координации мобильной коммерции – организация универсального платежного сервиса с использованием мобильных терминалов для абонентов всех операторов подвижной связи и выработка прозрачных условий для присоединения к разработанной Инфокоммуникационным Союзом универсальной платежной платформе любых банков, платежных платформ и торгово-сервисных предприятий.

Д.Р.: Есть ли в мире удачные примеры деятельности подобных центров?

А.К.: Аналогичный центр, координирующий деятельность участников рынка мобильной коммерции, действует в Японии – необходимо отметить, что именно централизованная система регулирования способствовала стремительному развитию японского рынка мобильной коммерции. Схожие административные органы, действующие на государственном уровне, также созданы в Германии и Австрии.

Д.Р.: Какие конкретные преимущества будут доступны всем заинтересованным (операторам связи, банкам, государству) после создания такого центра?

А.К.: Очевидное преимущество для всех заинтересованных сторон состоит в существенном увеличении объемов мобильной коммерции за счет объединения усилий участников рынка в его развитии, использования готовых схем взаимодействия и возможности оперативного подключения к разработанной системе новых участников на основе готовых решений. Это выгодно всем упомянутым структурам: банки получают новые финансовые потоки и аутсорсинг несвойственных им низкодоходных бизнес-моделей (например, микроплатежей), операторы связи получают дополнительный доход, а государство — повсеместную доступность финансовых услуг, национально-ориентированную платежную систему, сокращение оборота наличных денег и инновационно развивающуюся высокотехнологическую отрасль. Помимо этого, Единый центр координации мобильной коммерции станет площадкой для взаимодействия между участниками рынка и органами государственной власти, способствуя продвижению совместных интересов.

Д.Р.: Как изменится работа операторов связи и банков в случае создания центра? Придется ли им пожертвовать какими-то из своих нынешних привилегий?

А.К.: Единый центр мобильной коммерции предложит общие правила игры для всех участников рынка, разработанные во взаимодействии с ними и с учетом их интересов. О жертвах речь не идет – просто система будут функционировать в соответствии с едиными нормами для всех ее участников. Единый центр создается при непосредственном участии крупнейших операторов связи и банков, занимающихся проектами мобильной коммерции, и их позиция по всем вопросам организации работы центра безусловно будет учтена.

Д.Р.: А как на практике изменится положение абонентов?

А.К.: Организация Единого центра координации мобильной коммерции будет способствовать цивилизованному и качественному развитию рынка мобильных платежей в России и позволит добиться совместимости и единообразия платформ у различных операторов, что в конечном итоге, безусловно, положительно скажется на качестве и доступности услуг для абонентов. Создание прозрачных и понятных условий для подключения к универсальной платежной платформе новых участников также позволит значительно расширить перечень услуг и товаров, которые можно оплатить с помощью мобильного телефона.

Д.Р.: Как известно, осенью прошлого года Инфокоммуникационным Союзом были развернуты опытные зоны универсальной платежной платформы. Расскажите о ходе и результатах этого эксперимента.

А.К.: Опытная зона Универсальной платежной платформы состоит из трех фрагментов. «МегаФон» и «Связь-Банк», составляющие первый фрагмент опытной зоны, заняты разработкой и внедрением кассовых решений для розничной торговли на основе технологии USSD. Компании «ВымпелКом», «Дельта Телеком» и банк «Таврический» реализуют схему проведения мобильных микроплатежей во втором фрагменте опытной зоны. В рамках третьего фрагмента «МБРР» совместно с компаниями «Мобильные ТелеСистемы» и «Интеллект Телеком» реализуют услуги мобильного банкинга.

В опытной зоне внедряются мобильные платежи, новые инновационные сервисы с одновременным подключением как уже действующих, так и вводимых в строй систем. Статистические данные по платежам, обработанным в рамках опытной зоны, полностью подтверждают теоретические положения, изложенные в Концепции универсальной платежной платформы, что позволяет нам говорить о готовности к переходу на стадию полнофункциональной коммерческой эксплуатации. Начало деятельности Единого центра координации мобильной коммерции как раз станет следующим шагом на пути к практической реализации общефедеральной системы мобильных платежей.

Д.Р.: На какой стадии реализации находится идея создания Единого центра на сегодняшний день?

А.К.: Наша основная задача сегодня – выработать единый подход к формированию Единого центра совместно с операторами связи и ключевыми банками, занимающимися проектами мобильной коммерции и донести нашу позицию до Минкомсвязи России. Первые шаги в этом направлении уже сделаны – вопрос создания центра обсуждается, и мы получили первичное одобрение крупнейших операторов связи. Выработка конкретного предложения потребует определенного времени – о сроках реализации проекта говорить пока рано, как и о конкретных условиях его осуществления, бюджете и т.п. 

Д.Р.: А что сегодня тормозит реализацию этой идеи? Есть ли участники рынка, выступающие против нее, и какие-либо законодательные барьеры?

А.К.: Законодательных барьеров, препятствующих созданию самой структуры, нет – другое дело, что основными проблемами в собственно развитии мобильной коммерции является неурегулированность правовых вопросов. Необходимо сделать так, чтобы электронная и мобильная коммерция находились в правовом поле.

Д.Р.: Если центр координации мобильных платежей будет создан, кому он будет подотчетен и кем будет управляться?

А.К.: Структура владения Единым координационным центром пока не утверждена, но участники Инфокоммуникационного Союза склоняются к тому, что владельцами центра станут операторы связи и ключевые банки — участники проекта «Мобильные платежи» Инфокоммуникационного Союза.

Наша главная задача сейчас – согласовать предложения по созданию Единого центра в Минкомсвязи России. К ним могут прислушаться и операторы связи, и тогда появится повод для образования какого-то юридического лица. Специфика России такова, что у нас всего три крупных оператора, а не 40. И, честно говоря, в этом плане нам очень повезло, т.к. с ними легче договориться.

(Всего прочитано 69 раз, из них 1 посещений сегодня)
0