В первом выступлении на конференции исполнительный директор Ассоциации российских банков В.В. Шипилов отметил, что мобильные финансовые услуги — это перспективный и быстро развивающийся сервис. Особенностью является то, что Россия — одна из немногих стран мира, где присутствуют мобильные операторы платежей, и на ближайшие 5 лет в РФ прогнозируются темпы роста этого рынка примерно на уровне 33% в год.

Следующим выступавшим был А.В. Емелин, президент НП «Национальный платежный совет». В этой организации, наряду с рядом крупных российских банков, в составе учредителей находится такой мобильный оператор, как «Вымпелком», членами НП «НПС» являются «Почта России» и ряд систем денежных переводов.

В качестве одного из главных трендов сегодняшнего дня выступавшим была отмечена небывалая интеграция операторов связи и кредитных организаций, которые, наконец, поняли, что являются частью общего платежного ландшафта.

Выработанная стратегия развития национальной платежной системы делает особенно актуальными вопросы защиты прав потребителей, обуславливает необходимость обеспечения эффективного межотраслевого взаимодействия. Отрадно, отметил докладчик, что представители различных отраслей смогли вступить в конструктивный диалог, ведь там, где нет прямой конкуренции, как правило, имеются основания для взаимовыгодного сотрудничества. (Мне тоже радостно сознавать, что предсказанная нами… нет, не революция, товарищи, а всего лишь конвергенция — взаимодействие, взаимопроникновение и функциональное смешивание банковских, небанковских финансовых, технологических и иных операторов на рынке платежных услуг — окончательно состоялась. — А.Г.)

Доклад В. Баскова, менеджера по работе с ключевыми клиентами SAP СНГ, назывался «Мобильная коммерция: взгляд в будущее». Докладчик понимает под мобильной коммерцией любую транзакцию, часть которой происходит с использованием мобильного устройства.

Выступавший провел краткий экскурс в историю мобильной коммерции. Она началась в 1997 с эксперимента компании Coca-Cola в Хельсинки, где желающие могли получить  баночку напитка, всего лишь послав смс. Годом позже заработал Merita — первый в истории мобильный банкинг. Еще через год, в 1999-м на  Филиппинах система Smart стала первой платежной системой на базе мобильного оператора. Отечественный  «Билайн» в  2005 г. запустил сервис пополнения счета абонента  с других телефонов, в 2007 г. – оплату товаров и услуг с телефона и в 2010 г. —  вывод средств со счета абонента. На сегодня, по прогнозу докладчика, крупнейшие российские мобильные операторы могут составить конкуренцию даже Сбербанку – их аудитория всего лишь на треть меньше. (На месте топ-менеджера компании из «большой тройки» я бы не порадовался тому, что такая крамольная, хотя и справедливая, мысль высказана вслух. Сбербанк, тем более «на своем поле», — не тот конкурент, которого себе обычно желают. — А.Г.)

Дальнейшее развитие мобильной коммерции докладчик связал с гонкой технологических гигантов, напомнив миру две даты из 2008 г. — 10 июля — «день рождения» Appstore и 22 октября — запуск Google Play. В итоге, по оценкам выступавшего, российский рынок M-commerce в 2012 г. достиг размера в  20 млрд. руб. (Во всем мире этот показатель, по прошлогодним оценкам IDC Financial Insights, к 2017 г. преодолеет планку в 1 трлн. долл., так что наш рынок еще «на низком старте». Оценки Gartner, также прошлогодние — 448 млн. пользователей и 617 млрд. долл. оборота у мирового рынка мобильных платежей в 2016 г. — А.Г.)

Говоря о платежных привычках россиян, докладчик упомянул о наличии мнения, что, якобы, «через терминалы платят две категории клиентов: ленивые и не очень грамотные». А затем предложил аудитории поиграть, поднимая руки в ответ на свой мини-опрос.  Оказалось, что в  зале примерно 80% пришедших имели Айфон или Андроид. У более чем четверти оказалось с собой больше двух кредитных карт. Со счета мобильного телефона, считая вместе с автором этих строк, уже совершали платежи 6 человек из примерно 100 присутствовавших. (Отмечу в скобках, что тут мы сильно отстаем от «развитого Запада». Там, по данным исследования Application Developers Alliance и Frank N. Magid Associates, аналогичный показатель составляет около трети всех владельцев мобильных устройств, что как минимум в 4.5 раза больше, чем в нашем опросе. А 16%, по данным того же исследования, и вовсе имеют опыт платежей через мобильный кард-ридер… что дает российским продолжателям дела SQUARE большие надежды. — А.Г.)

В качестве актуальных направлений развития мобильной коммерции были названы электронные билеты, услуги такси, предложения в реальном времени, интеграция с соцсетями, информационные подписки. Был отмечен небывалый успех купонных сервисов, которые, по выражению докладчика, «впервые в мире легализовали спам, представив его в мире дисконта». (Моей компании в свое время довелось быть консультантом ныне успешного «бумажно-купонного» сервиса. С тем большим интересом я наблюдаю за тем, как сегодняшние купоны все чаще становятся бездокументарными, прячась где-то в трубке мобильного телефона. — А.Г.)

В конце выступления докладчик заслуженно, на мой взгляд, попенял присутствовавшим представителям банков: «Сколько из вас сейчас имеет свои группы в Одноклассниках и ВКонтакте? А там ведь ваши — через 3-4-5 лет — будущие клиенты!»

На конференции было достаточно много и других интересных выступлений. В частности, мне очень хотелось бы воспроизвести (но вряд ли формат короткой заметки это позволит) отдельные яркие моменты из выступлений Карла Сумманена (вице-президента «Банка  ВТБ»), Дениса Широкова («Вымпелком»), Виталия Патешмана (BSS), второго выступления Андрея Емелина (на панельной дискуссии по регулированию и перспективам развития рынка мобильных финансовых услуг) и других докладчиков. Возможно, редакция сочтет возможным предложить и предоставить им трибуну для отдельного выступления или интервью.

Один из прогнозов мне особенно согрел душу, поскольку я с ним полностью солидарен: баллы лояльности становятся деньгами. Я недавно испытал на этот счет своеобразный культурный шок, зайдя в известную торговую сеть и попытавшись там расплатиться бонусными баллами за покупку. Дальнейший диалог с продавщицей воспроизвожу буквально:

— А у вас найдется один рубль наличными?

— Найдется… а зачем?

— Ну, вы должны будете к бонусам доплатить один рубль наличными.

— А зачем?

— Понимаете, если потом будут разматывать назад все данные по покупкам для начисления подоходного налога, то…

Без комментариев.

Рынок небанковских платежных (в том числе, но не только, предоплаченных) карт и сформированных, чаще всего, на этой базе программ лояльности, затаившись, ждет июля этого года, когда, наконец, стараниями Банка России этот сектор будет полностью введен в область регулирования Закона об НПС и последовавших за ним подзаконных актов, конкретизирующих его применение.

Похоже, что принцип технологической нейтральности регулирования в платежной сфере неизменно остается путеводной звездой, но… «мобильный» форм-фактор в краткосрочном тактическом аспекте все же оказывается более благоприятен для развития  отечественных платежных сервисов, что и доказали энтузиазм выступавших и огромный интерес со стороны внимавшей им аудитории на последней конференции.

(Всего прочитано 53 раз, из них 1 посещений сегодня)
0