Регулирование в рамках Единой платежной евро-зоны устанавливает общие правила и стандарты для европейских межбанковских кредитных сделок и сделок по прямому дебетованию. Регулирование при этом не относится к платежам физических лиц с использованием кредитных или дебетовых банковских карт. Важное уточнение: регулирование SEPA действует во всем Евросоюзе и ассоциированных с ним странах, но только для платежей в евро. В остальных случаях применяются без изменений международные платежные стандарты, принятые в настоящее время,

SEPA относится не только к кредитным организациям, но и ко всем остальным платежным учреждениям (Payment Institutions, ПУ). Четкое определение ПУ может быть найдено в Директиве ЕС «О платежных услугах»: статья 4 (4) Директивы определяет «платежное учреждение» как «юридическое лицо, которому предоставлено разрешение в соответствии со Статьей 10 [той же Директивы] осуществлять и оказывать платежные услуги на всей территории Европейского союза». Параграф 6 Приложения к Директиве содержит список определяемых в данном контексте платежных услуг.

Предполагается, что единые во всех странах Евросоюза правила, гарантируя честную межбанковскую конкуренцию, устраняя скрытые издержки на уровне отдельных национальных платежных систем и операторов и ускоряя совершение платежей, смогут сэкономить до 123 млрд. евро в течение шести лет и  принесут тем самым пользу клиентам (населению), банкам и бизнесменам.

«Это регулирование действительно приносит пользу гражданам. Это позволит им делать платежи с одного банковского счета на другие счета во всей Европе точно так же, как нормальные внутренние платежи. Будет возможно совершать все международные кредитные переводы и осуществлять дебетовые списания со счета таким же образом, как делаются нормальные внутренние платежи. Человек, работающий за границей, не должен будет открывать новый банковский счет в стране пребывания, а вместо этого сможет получить свою зарплату на банковский счет в своей родной стране. Компании тоже извлекут [из принятого нормативного акта] выгоду также, не нуждаясь более чем в одном банковском счете в Европе для каждой цели платежа», — сказала делавшая доклад в Европарламенте по вопросам SEPA Сари Эссая (Sari Essayah).

Выполнение всеми банками правил SEPA позволит их клиентам использовать единственный банковский счет, чтобы делать внутриевропейские платежи во все страны и из всех стран SEPA.

С этой целью правила гарантируют, что внутриевропейские кредитные переводы или прямые дебетовые списания, которые возможны внутри отдельных стран SEPA, должны также быть возможными при трансграничных платежах между ними.

Отдельные меры по удешевлению стоимости кредитных переводов присутствовали в нормативных актах ЕС, относившихся к 2001 г. (т.н. Регулирование Болкештайна) и 2009 г. (Регулирование 924/2009). Теперь же был установлен обязательный крайний срок для перехода платежных учреждений на новую систему — это 1 февраля 2014 года. Европейские парламентарии настояли на едином дедлайне для всех стран-членов и для различных категорий платежей, чтобы переключение на новую систему было легче воспринято и освоено населением.

Выгоды для граждан ЕС от принятия нового регулирования очевидны: больше не будет иметь значения, в каком государстве-члене ЕС находится их банковский счет. Платежи должны стать более дешевыми, быстрыми и безопасными. Например, граждане ЕС, перемещаясь в пределах Евросоюза, могут использовать один европейский счет, на который может выплачиваться зарплата, заработанная ими в другой стране. Они могут также совершать платежи в одной европейской стране через счет, открытый в другой.

Все пользователи счетов имеют шанс выиграть от нововведений, потому что международная конкуренция среди поставщиков платежных услуг должна снизить цены, сокращая сегодняшние раздутые тарифы, а там, где тарифы уже низки, они останутся на этом уровне.

Парламентарии также постарались облегчить переход к стандартам SEPA для клиентов банков, позволяя банкам предлагать им конверсионные услуги из национальных систем и постепенно сокращать потребность в предоставлении для совершения платежей т.н. «Кода идентификации бизнеса» (Business Identifier Code, BIC):  должно быть достаточно предоставления IBAN (International Bank Account Number — международный номер банковского счета).

Еще одно «завоевание», зафиксированное в принятом Европарламентом акте  — требование, чтобы применялись недискриминационные комиссии за платежи, независимо от их суммы.

Льготы для европейских бизнесменов также присутствуют в новом законодательстве. Так, европейские фирмы могут организовать международное прямое дебетовое списание со счета в евро между двумя банковскими счетами, находящимися в любых странах ЕС, что позволит  им регулярно выставлять клиентам счета из-за границы.

Устраняя многочисленные сборы и комиссии при международном прямом дебетовании с 2012 года, новое регулирование позволяет компаниям организовывать свой платежный центр в любой стране-члене Европейского Союза. Компании также могут теперь организовать все свои международные внутриевропейские платежи с единственного счета в стране-члене ЕС по своему выбору, чтобы улучшить управление ликвидностью и ускорить движение денежных средств при более низких затратах.

Некоторые важные уточнения коснулись также требований к интероперабельности платежных систем, порядка внесудебного рассмотрения клиентских жалоб и переходных мер.

Новый нормативный акт был принят в первом чтении при 635 голосах «за», 17 голосах «против» и 31 воздержавшемся. Окончательный текст принятого нормативного акта опубликован здесь: http://register.consilium.europa.eu/pdf/en/12/st06/st06386.en12.pdf

Принятые нововведения окажут серьезнейшее влияние на нынешний европейский платежный рынок с точки зрения модификации традиционных ролей и обязанностей его участников, а также и  бизнес-моделей, в которых традиционно основная роль и основные потоки доходов, как правило, доставались банкам.

По оценкам экспертов, новый режим регулирования сыграет на руку небанковским платежным учреждениям, помогая им утвердиться на платежном рынке и успешно конкурировать с банками при видимой поддержке регуляторов на уровне ЕС и других публичных представителей платежной индустрии.

Принятие концепции SEPA (кстати, стандарты SEPA являются одним из разделов Международных стандартов, основанных на ISO 20022) усиливает позиции европейских потребителей платежных услуг, тогда как владельцы традиционных платежных бизнесов оказываются обязаны считаться с новыми ограничениями и вводить дополнительные  дорогостоящие процессы и процедуры.

Единое европейское законодательство устраняет национальные административные и правовые барьеры, ранее по сути выключавшие из конкурентной борьбы за тот или иной национальный платежный рынок внешних поставщиков платежных услуг. Здесь имеются в виду  платежные учреждения как из других стран ЕС, так и из стран, не являющихся членами Евросоюза. Теперь же, по общим ожиданиям, новое регулирование, ставшее свидетельством дальнейшего продвижения Европы по пути внедрения концепции SEPA, откроет дополнительные бизнес-возможности для поставщиков платежных решений  в самое ближайшее время.

(Всего прочитано 191 раз, из них 1 посещений сегодня)
0