Что волнует студентов?

Замещение наличных электронными деньгами — возможно ли?

Регулирование — адекватно ли масштабам и особенностям рынка?

Возможность использования электронных платежей для отмывания денег и всяческих мошеннических операций — не облегчают ли передовые технологии жизнь преступникам?

Что на самом деле сулит внедрение УЭК?

Несколько открытий  по ходу общения.

Во-первых, студентам-предметникам (а они, согласитесь, наиболее продвинутая часть даже московского населения) незнакомы многие бренды  активно работающих на рынке (как они сами об этом думают) ЭПС. Помните, не так давно опубликованный опрос москвичей показал, что узнаваемость брендов «Я.», «В.» и отчасти «Кью» достаточно высока, и споры между уважаемыми брендами шли в основном о том,  действительно ли так велик разрыв в восприятии между, скажем, вторым и третьим местом в опросе. Для меня после общения со студентами очевидно, что проблема не в этом, а в том, что между третьим и четвертым местом (если бы таковое  возникало в этом или каком-либо новом опросе) может оказаться пропасть. Отрасли впору скидываться на социальную рекламу. Нас мало знают, или точнее, нас знают по самым крупным игрокам.

Во-вторых, для меня это стало шоком,  но среди студентов бытует убеждение, что современные финансовые (и в том числе платежные) технологии могут быть отчасти виновны в разразившемся мировом финансовом кризисе. Я-то был убежден, что электронные технологии сами по себе могут облегчить, ускорить, обезопасить совершение операций и не более того. Студенты же указали на соучастие электронных технологий в деле облегчения экспансии безудержного потребительского кредитования, которое уж точно, не спорю, подтолкнуло всплеск кризиса. Такая точка зрения, безусловно, оспорима, но это, некоторым образом, «голос народа», на эту тему — не всегда профессионально — высказывается каждое второе СМИ, молодежь эти высказывания впитывает, а значит, для формирования позитивного имиджа отрасли надо уметь аргументами противостоять популистским клише.

Было задано много вопросов по поводу законопроекта «О национальной платежной системе» — через день после встречи в Финуниверситете должно было состояться его обсуждение в Госдуме во втором чтении. Студенты удивились, что по новому закону ЦБ не будет выдавать лицензии платежным системам,  и снова подняли вопрос об обеспеченности эмиссий электронных денег. Еще один «звоночек». Выходит, даже в профессиональной среде имеется подспудное убеждение: лучший контроль — жесткий контроль, а механизмы тонкой настройки (мониторинг, надзор, нормативы, реестры и пр.) может оказаться неэффективен.

Дорогие читатели, помните из курса истории, в чем была беда декабристов? Правильно мне подсказывают. Рынок ЭПС, разумеется, нельзя упрекнуть в страшной отдаленности от народных чаяний. На мой взгляд, определенные целевые аудитории ЭПС отработаны их топ-менеджерами, ответственными за пиар и за развитие, выше всяких похвал. Вопрос, какие именно целевые аудитории были выбраны как приоритетные. Казалось очевидным, что начинать надо с тех, кто обеспечивает прибыльность ЭПС, то есть, например, с Интернет-магазинов, онлайновых подразделений офлайновых ритейлеров, провайдеров игровых сервисов и так далее. Нетрудно заметить, что охват аудитории достигался в значительной степени через мерчантские каналы. На нынешнем этапе приобретаемые этими каналами  аудитории охвачены, но вопрос: достаточно ли их, чтобы обеспечить «уверенное большинство» пользователей ЭПС?

Я вижу, что, возможно, надо было идти параллельно и другим путем. ЭПС должны были системно начинать работу с вузами. Устраивать дискуссионные площадки. Заявляться в качестве работодателей. Наращивать свой позитивный имидж у своих будущих работников, клиентов и, не в последнюю очередь, регуляторов, что называется, с младых лет. У некоторых крупнейших ЭПС зачатки такой стратегии прослеживались, но общей стратегии у отрасли явно не было. И ведь так не бывает, что массовым потребителем отрасль воспринимается негативно и при этом у одного-двух лидеров отрасли имидж резко позитивный.

У «Визы» и «Мастеркарда» стратегия «выращивания» лояльного потребителя, поверьте, имеется. И если есть иллюзия, что отечественный пользователь благополучно минует «карточный» этап эволюции платежных услуг и сразу перейдет к «ЭПСному» этапу просто потому, что это «более современно», то вынужден разочаровать: само по себе это не произойдет. «Автоматом» только зачеты в институтах ставят. Если не потрудиться над решением проблемы — возможен незачет.

(Всего прочитано 27 раз, из них 1 посещений сегодня)
0