С момента запуска Кредитов, собственной виртуальной валюты сети Facebook, для использования в созданных сторонними разработчиками приложениях в мае 2009 года разработчики приложений переживали о немаленькой комиссии в 30%, которую планировалось взимать с каждой трансакции. А также их волновало и возможное насаждение Credits во всех без исключения приложениях на платформе.

Но еще одна группа фирм с замиранием сердца наблюдала за внедрением Кредитов – стартапы, занимающиеся платежами и монетизаией приложений. Если Кредиты планируется сделать обязательной валютой в приложениях в Facebook, то все фирмы, созданные для работы с платежами на этом сайте, окажутся в зоне риска закрытия.

Одна из таких фирм – Jambool – была основана двумя бывшими директорами по вопросам платежей в Amazon.com. Несмотря на угрозу со стороны Кредитов, Jambool все еще активно работает со своей платежной платформой Social Gold. На прошлой неделе даже было выпущено большое обновление, связанное с управлением инструментами, платежами с помощью Flash, системой анализа идругими особенностями.

Тем не менее, генеральный директор стартапа Викас Гупта не скрывает своего негативного отношения к Кредитам. Ниже приведен конспект интервью с ним, которое поможет понять его точку зрения по отношению к виртуальной валюте сети Facebook.

Стоит отметить, что некоторые вопросы и аргументы основываются на особых правилах и действиях руководства Facebook, которые еще не до конца ясны. Некоторые из этих моментов обсуждались в статье на сайте Inside Facebook.

Inside Social Games (далее ISG): Вы говорили, что на самом деле не совсем против Кредитов.

Викас Гупта (далее ВГ): Я полагаю, что на самом деле Кредиты гарантируют некоторые положительные моменты, с которыми мы всегда были согласны. Я считаю, что Credits могут представлять собой некую универсальную систему ценностей, которая сработает для определенного типа покупок. Виртуальная валюта Facebook также хорошо работает, когда дело касается необходимости сокращения большого числа разных валют в приложении, работающем в разных странах мира.

Третье преимущество Credits заключается в том, что больше пользователей с готовностью станут доверять и делать покупки виртуальных товаров с помощью именно брендовой валюты сети. Конечно, сейчас неясно, какие дополнительные блага несут Кредиты, но польза от них точно должна быть. И с точки зрения пользователей несомненным плюсом является возможность использовать эту валюту в разных приложениях на сайте Facebook.

ISG: Теперь давайте поговорим о минусах. В чем они заключаются, в принципе?

ВГ: В Facebook Credits как в универсальной виртуальной валюте действительно есть масса недостатков. Во-первых, это касается работы некоторых приложений – они являются мини-экономиками сами по себе. Если рассматривать игры вроде FarmVille, виртуальная валюта здесь – неотъемлемая часть игры.

Представители Facebook утверждали, что Кредиты должны работать по принципу Евро в европейской экономике. Но я считаю, что это в корне неправильно. Ведь этой виртуальной валютой пользуются только те, кто ее покупает в сети.

На данный момент есть всего лишь 1-2% пользователей, которые готовы тратить реальные деньги на покупку виртуальных товаров в игре. А это – огромная разница между виртуальной и реальной экономикой. В реальной экономике этот процент обычно составляет 50-60% людей. И руководство Facebook не занималось собственно распространением Кредитов, полагаясь на внедрение их в приложениях.

Команда проводила эксперименты с Кредитами на сайте, но эти эксперименты не имели успеха. Компании даже пришлось закрывать магазин подарков. Разработчики помогали Facebook внедрять Кредиты, которые теперь развиваются в единую систему оплаты. А ей, как уже говорилось, пользуется лишь небольшая база членов сети.

На самом деле Facebook Credits не работают как Евро. Приложения не влияют на продвижение валюты. К примеру, в реальности проблемы с греческой экономикой возникли из-за общих проблем с Евро. А вот каждое отдельное приложение в сети Facebook не может повлиять на статус Кредитов и работу какого-то другого приложения. Опять же, Кредиты работают как единая платежная система, в рамках которой пользователи покупают Кредиты у Facebook и тратят их в разных приложениях.

ISG: В чем тогда заключается разница между реальной валютой и Кредитами от Facebook?

ВГ: Один из примеров реальной валюты – Linden Dollar из виртуального мира Second Life. Во многих случаях она работает именно как реальная валюта. На самом деле ее использование довольно прозрачное: то, где народ берет ее, и на что тратит. И Linden Dollar не нужна никакая внешняя экосистема – эта валюта развилась внутри Second Life благодаря пользователям и контенту. А вот Кредиты работают скорее как карты предоплаты.

У системы предварительных платежей всегда был более скромный успех. Она отличается более низким уровнем конверсии и более низкой активностью использования. Ведь пользователям приходится заранее покупать валюту, не зная на тот момент, сколько они потратят в игре. Примером такой экономики можно считать подарочные сертификаты от Amazon. Их можно покупать, но в итоге из общей суммы остается некоторое количество денег, которые так и е будут потрачены. В итоге (если платформа станет работать таким образом), разработчики не увидят прибылей от своих продуктов, даже если много вложили в их создание.

ISG: Давайте поговорим о других потенциальных проблемах с Кредитами.

ВГ: Вторым недостатком можно считать комиссию. 30% – немалая сумма, и в Интернете впервые взимается такой большой процент комиссии с трансакции. На закрытых платформах такие комиссии – не новость, но вот во Всемирной Сети – это первый подобный случай. А если еще и возможный разброс средств по разным приложениям учитывать, то разработчики могут терять по 50% от каждой трансакции.

Мошенничество также является важной проблемой в сети Facebook. Это не учитывается при взимании комиссии, и она не возвращается, если даже была получена в итоге мошеннических трансакций. К тому же, если виртуальные товары были приобретены нечестным способом, разработчик не получает за них плату.

ISG: Давайте обсудим некоторые из этих вопросов более детально. Например, последний. Не является ли мошенничество и так проблемой разработчиков?

ВГ: Если я создаю игру, и люди покупают мою виртуальную валюту, я наблюдаю за всем процессом от начала до конца. Если происходит мошенничество, я могу контролировать и решать эту проблему. Но если пользователи приходят ко мне через посредников, очень сложно определить, кто, собственно, совершил нарушение, и как оно повлияет на игру, работающую с Кредитами.

ISG: То есть, прозрачность – есть проблема, когда дело касается мошенничества? Представляет ли она проблему в других областях?

ВГ: Когда пользователь играет в мою игру, он приходит и тратит в ней, скажем, $10. Я знаю, сколько он потратил, и именно на такую сумму я и продаю виртуальную валюту. Но когда дело касается сторонней валюты, не понятно, сколько денег тратит пользователь. Есть данные лишь о том, на какую сумму человек тратит виртуальную валюту в моей игре. Также, нельзя предположить, сколько пользователь мог бы потратить в игре.

Если человек тратит в сети $10 в день, можно, конечно, изменить систему платы в игре, чтобы вся купленная валюта была потрачена именно в моей игре. Но я не могу эффективно реализовать эту политику, поскольку сейчас только Facebook знает, сколько денег тратят пользователи. Это становится еще большей проблемой, когда разработчики получают свою плату в конце месяца – ведь у них нет никакой статистической информации о пользователях и их активности. Ведь было бы лучше, если бы разработчики могли отслеживать весь процесс прохождения средств в приложении от начала до конца.

ISG: Вы упомянули о разбросе средств. Какие проблемы подстерегают в этой сфере?

ВГ: На данный момент, когда пользователи понимают, что у них есть определенные сумы, которые можно потратить в разных играх, они станут более старательно задумываться о том, где и как тратить свою виртуальную валюту. К примеру, в игре Hello City проводилась акция, в рамках которой игрокам раздавались бесплатные 5 Кредитов. Я получил их, но пока ни на что не потратил: ведь я знаю, что могу купить на них что-то нужное в другой игре в будущем.

Суть виртуальной валюты заключается в том, что она должна быть очень доступной народу. Вот у пользователя есть система валюты, которую можно тратить в разных приложениях. Пользователи по-другому расценивают ее, не хотят просто тратить ее налево и направо в одной игре. Народ начнет с большей оглядкой делать покупки, поскольку у него будет больше возможностей и опций.

Еще одна проблема, хотя и менее очевидная, состоит в создании для платформы Facebook массы подобных игр. Например, игры на фермерскую тематику. В каждом жанре есть несколько приложений от разных разработчиков. Для пользователей переход из одной игры в другую ранее стоил немало, поскольку валюту одной игры нельзя было перевести в другую. Теперь же, даже если в приложении разработчику удалось уговорить пользователя купить некое количество виртуальной валюты, эта валюта может быть потрачена и в других играх. Цена перехода от одного приложения к другому теперь не так уж высока – с тем, что виртуальная валюта единая для всех игр. Способны ли игры удерживать интерес пользователей в тонусе и удерживать их самих от перехода? Могут ли другие разработчики переманить их вместе с купленной в других приложениях виртуальной валютой, которая теперь универсальная?

ISG: Оправдана ли комиссия в 30%, взимаемая Facebook?

ВГ: На данный момент это беспрецедентная ситуация, когда за трансакцию в Интернете взимается комиссия в 30%. Если бы трансакции реализовывались с большей пользой для разработчиков, или если бы товары были более недорогими или приобретались проще, то такая комиссия была бы оправданной. Но, по-моему, на этом этапе все осознают, что Facebook не стремится помогать разработчикам в распространении и популяризации приложений. Создатели игр должны кроме этой комиссии платить еще и за рекламу своих разработок в сети. Если бы мне нужно было бы тратить средства только на продвижение своих приложений, работать было бы гораздо проще и приятней – маржа была бы более высокой.

Большая разница между Facebook и Apple или Microsoft заключается в том, что здесь нет другого канала дистрибуции – только сама по себе платформа Facebook. В рамках платформы Xbox, если я разрабатываю игру, я продаю ее напрямую пользователям по каналу розничной торговли. Так, канал дистрибуции зависит исключительно от моего выбора, а не от решения Microsoft. Но здесь, в случае с Facebook, я завишу от этой платформы в плане дистрибуции и монетизации. В этом-то и заключается проблема.

Я полагаю, что в скором времени у разработчиков будет все меньше мотивов создавать приложения для Facebook. Эта тенденция зарождается уже сейчас: все большее количество разработчиков обращает внимание на другие платформы, не имеющие отношения к Facebook.

(Всего прочитано 12 раз, из них 1 посещений сегодня)
0