Идея УЭК, действительно, выглядит заманчиво — каждый гражданин получает в руки своеобразную волшебную палочку: прикоснулся к считывателю в трамвае — чик! – оплатил проезд, набрал код — вжик! – и снял деньги в банкомате, пришел в поликлинику подлечиться – и о, чудо! — не нужно искать затерявшуюся медицинскую карту – все у тебя хранится в собственном надежном микрочипе и, он, этот чип, у тебя всегда с собой в кармане, типа брелка с ключами, что также удобно и уверенность в гражданина огромную вселяет. Наконец-то мы получим нужный и полезный инструмент, и что тоже весьма важно – получим его бесплатно. Вот с такими мыслями слушаешь выступления разработчиков, в которых про УЭК рассказывают.

Ждать раздачи УЭК осталось недолго — соответствующий законопроект «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» уже лежит в Госдуме и готов ко второму чтению. Велика вероятность, что с января 2012 года карту начнут выдавать повсеместно и выдавать ее будут всем, а не только пенсионерам.

Но вот все не так радостно с УЭК при ближайшем рассмотрении выходит – многие эксперты на тех же обсуждениях предрекают трудности при реализации масштабного проекта. Прежде всего, подвергают сомнению саму идею использования карты как всеобщего идентификатора. Сегодня много других средств идентификации существует, не менее надежных, и, прежде всего, на основе мобильных телефонов и SIM-карт. И пользоваться телефоном привычнее, да и дешевле, чем устанавливать по всей России сеть банкоматов. Телефоны практически у всех россиян уже есть, а у некоторых даже два аппарата имеется.

Некоторые эксперты сомневаются, нужно ли делать столь универсальную карту: все приложения, отвечающие за сервисы для граждан, выгружать на один кусочек пластика. Во-первых, небезопасно это, с другой стороны, многочисленные сервисы на карте УЭК будут от разных организаций. Как их заменять при необходимости, если, к примеру, банк решил карту перевыпустить или срок действия паспорта истек? Кто это будет со всеми участниками предоставления услуг согласовывать? А ведь закон предполагает неограниченный набор сервисов, которые можно будет добавлять на карту на региональном и муниципальном уровнях. Смогут ли наши ли ведомства организовано менять карту в месячный срок по заявлению гражданина, как это предписывает закон (если, к примеру, он ее потерял)? Не очень-то в их расторопность верится.

Кстати о ведомствах – многие будут задействованы в обслуживании карты, а УЭК предполагает оперативное использование информации ключевых ведомств – миграционной службы, ГИБДД, ФНС и других. Пока единого межведомственного информационного пространства нет, и когда оно появится — тоже неизвестно. Может случится и так – карта УЭК окажется у нас в руках, а пользоваться всеми сервисами, которые задуманы – не удастся. Пока же существуют только три действующие пилотных проекта УЭК с ограниченными функциональностями, работающие в Башкортостане, Татарстане и Астраханской области, за ними внимательно наблюдают и по завершении сделают необходимые выводы и корректировки – и в самой архитектуре УЭК, и в законе.

Сам закон, хотя и находится во втором чтении, четких ответов на вопросы экспертов не дает, а предполагает издание дополнительных отсылочных норм – и Правительством, и субъектами Федерации и даже муниципальными образованиями. Это, конечно, делать можно, но известно, что обилие подзаконных актов создает коррупциогенный эффект, а с другой стороны, нарушается хорошо известный юристам принцип правовой определенности, согласно которому «всякая неясность (в законе) противоречит самому понятию правопорядка и ставит человека в весьма затруднительное положение: неизвестно, что исполнять и к чему приспособляться». Цитирую здесь классика юриспруденции Иосифа Покровского, написавшего книгу «Основные проблемы гражданского права» более ста лет назад. Про карту УЭК Покровский, конечно, не слышал, но в законах хорошо разбирался.

Что определенно всех устраивает – так это то, что публичное обсуждение идеи карты и самого закона позволит не только развеять сомнения, но и создать действующую жизнеспособную конструкцию. А вот то, что она, эта карта УЭК всем нам гражданам нужна, и все мы с радостью будем по мере сил способствовать ее созданию – ни у кого сомнений нет. Вещь стоящая.

(Всего прочитано 36 раз, из них 1 посещений сегодня)
0