DRMО перспективе DRM как технологии я «умничать» не собираюсь, читайте уважаемую «Компьютерру». Издателю MoneyNews более интересен аспект хождения виртуальных средств во всей этой сложной связке «потребитель — канал оплаты — получатель денег — владелец авторских прав — автор произведения». Ибо DRM — это как раз способ установить отношения между покупателем и продавцом.

Очевидно, что Digital rights management переживают сейчас не лучшие времена. Особенно после «выходки» Radiohead в 2007 году, которые выложили в интернет свой новый альбом и предложили формат оплаты pay as you want. Бренд популярной группы тогда обеспечил необязательные продажи в размере 5 млн. долларов. Но революция была не только в сумме — из цепочки был извлечен тот самый пункт «лейбл». Именно четверку ведущих рекординговых лейблов Стив Джобс (из Apple, владеющей iTunes) объявил главными столпами DRM.

Я уже много раз писал о сокращении дистанции между плательщиком и получателем — вот и на этот раз упомяну о давно актуальном тренде: звеньев (а значит и потерь) в передаче средств к Radiohead было очень мало. «Радиоголовые» наделали много шуму. Практически в то же время на музыкальный Олимп начали всходить звезды, порожденные интернетом (парадокс, но взращенная в недрах MySpace Лили Аллен нынче активно борется со свободным распространением контента) — еще одно доказательство того, что лейблы с их инструментами защиты вовсе не нужны. Апогеем процесса «безлейблизации» стало появление проектов типа http://kroogi.com/, на которых музыку для бесплатной загрузки стали выкладывать многие музыканты. На тех же «Кругах» прописались БГ и «Ляпис Трубецкой», например.

Прямо идеальная картина получалась. Идеальная для тех, кто уже сделал себе имя и может спокойно стричь капусту на концертных турах. О тех, кто только делает себе путь к славе во время «революции цифровых прав» вспоминают мало. Да что там новички — даже второй эшелон звезд пока не готов перейти на pay as you want. Есть среди них альтруисты, пробующие новый формат распространения музыки, но большинство все так же не против зарабатывать копейку. Заметьте — пишу без «кавычек», поскольку тут снова самое время вспомнить о DRM и необходимости работы с лейблами, которые обещают промо и защиту, съедая львиную долю доходов от продажи композиций.

Музыканты средней руки (я имею в виду популярность, а отнюдь не талант) измеряют все не проблемами юзеров, не терминами вроде DRM — им просто хочется зарабатывать и отдавать как можно меньше тем, кто мало чем помогает, но прикрывается «лейбой лейбла». И пока пользователи клянут ту самую технологию защиты цифровых прав, она остается чуть ли не единственным способом защиты контента, поддерживаемым самими музыкантами.

В России споры вокруг DRM активно ведутся уже не первый день. Год назад случился очередной всплеск активности: впервые в истории звукозаписывающей компании Universal Music цифровая версия выпущенного ею альбома продавалась в России без DRM-защиты. Эксперимент был принят рынком неоднозначно. Владелец Soundkey Соня Соколова в интервью «Вебпланете» заявила тогда, что, отказываясь от DRM, лейблы повысят минимальный гарантированный платеж витринам до $200 тыс. в год для каталога в MP3 — при том, что для музыки, защищенной DRM, эта сумма не превышает $150 тыс. По ее мнению, ни одна витрина не сможет создать такой трафик, чтобы эти деньги «отбивались».

DRM все еще жив, более того он (мужской род ставится как-то непроизвольно) приспосабливается к текущим условиям. MoneyNews недавно подтверждающую это новость публиковал, и я сильно удивлен, что в рунете история не получила большой огласки. Цитирую:

«Агрегатор мобильных платежей PaySTREAM объявил о запуске DRM–решения для видео-контента на эксклюзивных условиях сотрудничества с Клиринговым центром Microsoft. Для начала работы с системой PaySTREAM DRM партнеру предлагается скачать и установить программу DRM Encoder. Она позволяет зашифровывать видео-файлы с уникальным Content ID в формат WMV (Windows Media Video). Авторизация партнера в программе DRM Encoder осуществляется посредством ввода ID, присвоенного ему агрегатором PaySTREAM после регистрации в системе DRM. Далее партнер распространяет зашифрованный видео-контент любым удобным ему способом: будь то файл-хостинги, P2P-сети и пр.»

Система пока работает только с видео. На мой взгляд, авторов музыки в рунете все же несоизмеримо больше, чем авторов видео (везде по тексту речь идет о качественном хотя-бы по оформлению продукте). Надеюсь, это временное ограничение. Дмитрий Шмаков, вице-президент ChronoPay отмечает общую тенденцию отказа от DRM как средства защиты контента, но видит узкие ниши, в которых решение от PaySTREAM может быть использовано — в частности, в индустрии игр. Немаловажен и тот факт, что играми просто не принято обмениваться, в отличие от аудио- и видео-контента.

Намного более важный момент — описываемое решение наносит сокрушительный удар по одной из самых болезненных точек DRM — необходимости подключения к Интернету. Ну и самое главное написано уже прямым текстом: «Лейблы не нужны».

Комментирует Настя Кривоносова, PaySTREAM:

— Безусловно, решение востребовано в первую очередь b2b сегментом и рассчитано на легализацию отечественного vas-рынка. Говорить о DRM как об опущении для конечного пользователя тоже не приходится, благодаря DRM у пользователя появляется возможность получить качественный контент за небольшую плату, легкую в осуществлении. Как показывает практика, платный контент востребован пользователями, можно обратить внимание на популярность проекта ОСС МТС «Омлет», на сайте которого пользователь может приобретать видео- и аудио-файлы с хорошим разрешением за небольшие деньги.

Конечно, PaySTREAM на этом заработает. Но как минимум одно звено «нахлебников» своим решением они уже убирают. А это экономия не только денег, но и нервов. Остается найти свой MySpace и повторить путь упоминавшейся Лили. На эти ваши «цифровые права» пока никто посягнуть не может.

(Всего прочитано 19 раз, из них 1 посещений сегодня)
0