Набивший оскомину (а кое-кому и лицо) кризис подчеркнул актуальность вопроса о том, какая модель более жизнеспособна для бизнеса в Интернете: заработок на рекламе — освоение масштабных бюджетов, или деньги пользователей — миллион по копеечке. Приведенные выше цифры показывают, что в прошлом году для facebook — одной из крупнейших социальных сетей в мире — наблюдалось как минимум равноправие обоих инструментов. Поскольку кризис нанес по рекламной модели серьезный удар, то кошельки обычного потребителя теперь привлекают всех и каждого. И лучше всех забор средств производится в социальных сетях.

Количество платежных инструментов, интегрируемых в приложения на facebook, растет с каждым днем (буквально!). Только за последнее время на глаза попались srpoints.com, zaypay.com, getgambit.com. А такие проекты как e-junkie.com и zong.com входят во все списки популярных стартапов. Выбирай — не хочу. Тем более что конкуренция порождает разнообразие акционных условий и маркетинговых ходов для подключающихся разработчиков приложений и игр. Ребята из zong (мобильные платежи), например, давят на то, что у 70% аудитории Интернета нет кредитной карты, а мобильный телефон есть почти у всех. В пику им разработчики getgambit.com приводят слова клиента, у которого после установки данной системы приема средств средний платеж с пользователя вырос в 5 раз. Не стоит сбрасывать со счетов и старожилов рынка, которые в спешке выпускают специальные приложения для социальных сетей.

А что у нас? Я не буду пинать «Одноклассников«, о жесткой монетизации которых написал каждый блоггер. Но то, что для нас пока дикость, на Западе стало уже нормой. Люди платят, раз есть такое желание — должны существовать и сопутствующие инструменты. В решении задачи получения средств с юзера ключевую роль играет позиция той же facebook, позволяющей через свой API работать с системой массе разработчиков — в том числе и разработичкам платежных решений. «В контакте«, российская Долли от facebook, делает первые шаги в этом направлении — приложений к этой сети еще мало, но они уже научились зарабатывать те самые «голоса», которые будут конвертироваться в реальные деньги. Среди участников платежного рынка активность по направлению «В контакте» проявляют вездесущий ROBOX да проекты ОСМП. Сравнение явно не в пользу России.

Причин отставания от мирового тренда я вижу несколько. Дело, очевидно, не только в API — хотя у «Одноклассников» его вообще нет, а в появление открытой всем версии оного у МойМир@Mail.ru я просто не верю. Это вопрос идеологии. У того же простейшего по функционалу twitter на базе API есть несколько платежных систем — про tipjoy мы писали совсем недавно. Другой проблемный момент — некая инертность участников платежного рынка, которые то ли не хотят бодаться с закрытыми отечественными социальными сетями, то ли просто не рассматривают facebook и MySpace как поле для деятельности. И третий фактор — сам юзер, который поднял бунт против монетизации «Одноклассников», зато массово вливает во vkontakte.ru средства в виде «голосов». Найти форму, в которой пользователь будет нести деньги добровольно и с улыбкой — главный секрет бизнеса в социальных сетях.

(Всего прочитано 10 раз, из них 1 посещений сегодня)
0