Небольшая предыстория. В 2000 году в нашей стране стартовала Межбанковская маркетинговая Программа M’EMBERCARD с целью продвижения на российский рынок банковских продуктов международной платежной системы MasterCard International. Для унифицированного обслуживания держателей платежных карт, выпущенных в рамках Программы M’EMBERCARD, банками была создана Объединенная Розничная Банковская Сеть (ОРБС).

10 сентября 2006 года на IV Международном банковском форуме проходит презентация персональной банковской системы HandyBank («ХэндиБанк»)Банк «Новый символ» (член ОРБС) вложил в этот проект $15 млн.  Компания HandySolutions занималась его разработкой на протяжении трех лет. 

Пользователи узнали, что теперь существует некая принципиально новая платежная банковская система, объединяющая возможности интернет-банкинга с преимуществами использования международной банковской карты MasterCard. 

В декабре 2007 года банки–провайдеры системы HandyBank (члены ОРБС, которых на тот момент насчитывалось более 20-и) приступили к выпуску и обслуживанию карт под новой маркой HandyCard. Таким образом был заменен старый логотип M’EMBERCARD и, по мнению руководства, реализовано более точное позиционирование функций «ХэндиБанка».
Май 2008 года. Платежная банковская система HandyBank становится лауреатом национальной премии e-Finance Awards в номинации «Открытие года».  К тому времени число пользователей «ХэндиБанка» уже достигло 140 тысяч.    

Тогда же Президент системы, Сергей Черноморов, озвучивает наполеоновские планы (цитата) «сделать HandyBank лидером и стандартом российских электронных финансов, таким же, каким в США является система PayPal».     
Финансовый кризис, казалось бы, грозился пошатнуть позиции молодого амбициозного проекта. Ни один из банков-провайдеров HandyBank не является крупным, однако все они входят в систему страхования вкладов. Пока от финансово-кредитных учреждений, входящих в ОРБС, никаких тревожных звоночков не поступало.

Тревожит другое – число банков-партнеров (провайдеров) HandyBank осталось практически неизменным с момента запуска системы. В чем причина – попробуем разобраться, рассмотрев «ХэндиБанк» с позиций преимуществ/недостатков более подробно.

Что же умеет HandyBank?

Интернет-банкинговая составляющая системы (если так можно выразиться) позволяет с любого компьютера,  смартфона, КПК или мобильного телефона управлять банковским счетом, открытым в любом отделении банка-партнера. Клиент может оплачивать различные услуги (сотовая связь, например, оплачивается без комиссии) и покупки в интернет-магазинах, переводить денежные средства другим пользователям (комиссия – 0%), погашать кредиты, совершать платежи, в т.ч. государственные, налоговые, и др. Для отправки регулярных платежей существует сервис «Автоплатеж», предусмотрена возможность осуществления банковских переводов на любые реквизиты для оплаты счетов за обучение, детский сад, коммунальные услуги ЖСК и ТСЖ и многое другое.  Всего в системе HandyBank более 300 получателей платежей.    

Неименная банковская карта MasterCard (Handy-карт), которая выдается клиенту при подключении к HandyBank, позволяет оплачивать товары и услуги в традиционных торговых сетях по всему миру. Снять деньги с карты можно в любом банкомате (комиссия — 1%, но не менее $3). В банкоматах и пунктах банков-провайдеров системы HandyBank комиссия за получение наличных по карте устанавливается из расчета 0,6%.     

Пополнить карту также не составит труда. Причем сделать это может не только владелец карты, но и третье лицо. Пополнение доступно в терминалах  «Элекснет» (комиссия – 2%), QIWI (1,9%, но не менее 60 руб.) и «Платформа» (1,2%), в пунктах системы  «Юнистрим» (1,4%, но не менее 50 руб.), частным переводом со счета на счет в системе НаndyBank (0%) и мгновенным переводом из системы WebMoney, при наличии формального и выше аттестатов (комиссия — 1,8%). Ввести деньги на карту также можно через единую сеть пунктов банков-провайдеров HandyBank (без комиссии), и это единственный вариант, когда пополнить счет может только его владелец. 

Если у вас две или более Handy-карт в разных валютах, можно воспользоваться режимом конвертации по официальным валютным курсам Банка России, с удержанием комиссии в размере 1%. Никаких ограничений по сумме конвертации и количеству операций не предусмотрено. Денежные средства после конвертации становятся доступны на следующий за днем совершения операции рабочий день.

Уже почти два года в «ХэндиБанке» применяется аутентификация пользователей при помощи т.н. Handy-кода (аналога ЭЦП). Он отправляется текстовым сообщением на зарегистрированный номер мобильного телефона клиента. Handy-код представляет собой динамически генерируемый одноразовый пароль для подтверждения каждой совершаемой пользователем платежной или расчетной транзакции.

Кстати сказать, транзакции в системе HandyBank обрабатываются процессинговым центром «Дзетта» — одним из пяти процессинговых центров в России, сертифицированных платежной системой MasterCard Worldwide в статусе MSP ТРР.
Веб-интерфейс у ХэндиБанка достаточно приятный: простой, интуитивно понятный, незагроможденный графикой, в целом – удобный в использовании. Убедиться в этом можно, осуществив демо-вход в систему.
        
Авторизация уже зарегистрированных в системе пользователей предусмат
ривает ввод Handy-номера (не путать с Handy-кодом) и кода-доступа (или т.н. со-номера). Эти данные указываются в специальном стикере, после подписания договора на подключение к «ХэндиБанку».

Да, здесь нет просто онлайн-регистрации на сайте системы, как у привычных нам ЭПС. При помощи сайта можно лишь предварительно заполнить анкету на подключение к «ХэндиБанку». Дальнейшего похода в банк (ближайшее отделение банка-партнера системы) с паспортом не избежать, но это будет один единственный раз, когда это понадобится. И  только жители российской столицы могут позвонить по специальному многоканальному телефону и вызвать сотрудника компании для заключения договора на дом. За это придется заплатить 150 рублей, заблаговременно позаботившись о ксерокопии второй и третьей страниц паспорта. Предъявление оригинала паспорта при этом является обязательным.
В мае прошлого года у HandyBank появилась мобильная версия — Handy-Mobile. По сути это небольшая программа, специальное Java-приложение, устанавливаемое на телефон, смартфон или КПК.  Никакой дополнительной платы за пользование этой услугой с пользователей системы HandyBank не взимается. Клиент оплачивает только GPRS-соединение по тарифам своего сотового оператора. Функционал сервиса в точности соответствует тому, что представлен в веб-интерфейсе системы.

При заполнении заявления на получение карты клиент может отметить пункт  «Предоставить возможность использования SMS-сервиса», указав номера своего мобильного телефона. Таким образом пользователь будет подключен к дополнительной информационной услуге SMS-банкинга. Она позволяет получать на телефон уведомления обо всех операциях по карте или Handy-счету. Подключиться к данной услуге можно и позже, воспользовавшись для этого терминалами «Элекснет»,  через банкоматы банков-провайдеров «Хэндибанка» или в отделениях банков, входящих в ОРБС, на основании письменного заявления. Как сказано на сайте системы, на данный момент минимально необходимые функции SMS-банкинга предоставляются бесплатно.

Казалось бы, у HandyBank огромное количество плюсов. Бесспорно, это первый в своем роде уникальный проект, в котором обыкновенная пластиковая карта превращается в своеобразный аналог электронного кошелька. Система хоть и является банковской, но работает круглосуточно, мгновенно отправляя и принимая платежи.

Если новые финансово-кредитные учреждения хотят войти в число банков-партнеров системы – нет никаких проблем. Тем более, что это для них абсолютно бесплатно! Красота, да и только! Но число этих банков-партнеров сравнительно невелико, и оно практически не изменилось с момента запуска HandyBank.

Еще два с половиной года назад, когда про HandyBank только-только услышали, мнение участников рынка относительно будущего этой системы в целом оказалось скептическим.

Аккредитованный MasterCard, расчетный банк системы – «Новый символ», фактически, предоставляет доступ к одной из крупнейших карточных платежных систем для мелких банков с небольшой клиентской базой. И такие банки, разумеется, заинтересованы в партнерстве, поскольку самостоятельно взаимодействовать с MasterCard не имеют возможности. В свою очередь крупным банкам такое сотрудничество не интересно в принципе. Так утверждают многие эксперты рынка, и об этом писал «Коммерсант». Трудно с этим не согласиться, учитывая нынешнее число банков-партнеров HandyBank. За два с половиной года работы системы, вероятно, этих банков могло бы быть, как минимум, на порядок больше.   

Наверное, именно этот ключевой момент сегодня можно рассматривать в качестве главного недостатка HandyBank. Хотя, по словам того же г-на Черноморова, потенциально «ХэндиБанк» может быть интересен не менее, чем 700 российским банкам, а теоретически способен объединить все отечественные организации.

Отметим также, что проект собирались окупить за четыре года. Свою ложку дегтя в бочку меда добавил и пресловутый мировой экономический кризис. С 1 апреля «ХэндиБанк»  повысил свои тарифы по своим картам, в том числе за их пополнение и конвертацию валют.  

Если проект и не стал интересен банкам, то для пользователей он остается интересен по-прежнему. В этом можно убедиться, читая различные положительные отзывы о работе с HandyBank. Да, смутило повышение тарифов, да, от «Хэнди» в последнее время почти не слышно новостей, но в целом система не становится менее привлекательной. К тому же не так давно HandyBank запустил новую версию своего интернет-сайта. 

И это даже не важно, что у нас HandyBank, вероятнее всего, все-таки не станет тем же, чем является PayPal в США. Ну и что? Главное, что система предложила свой уникальный продукт, обозначив тем самым собственную нишу на рынке.
 

(Всего прочитано 65 раз, из них 1 посещений сегодня)
0