Вероятно, корни отсутствия четких бизнес-моделей в большинстве социальных сетей следует искать в романтическом ореоле «общего дела», которым проникнута вся идея сервисов, построенных на генерации контента пользователями. Человек человеку френд, какие уж тут финансовые взаиморасчеты. Однако разработка и поддержка требуют человеческих ресурсов и чем дальше, тем больше. Да и армию технического персонала нужно тоже как-то содержать, не говоря уже об извлечении прибыли.

«Началом монетизации социальных сетей можно считать конец 2007 — первую половину 2008 г. — считает  Александр Правиков, PR-менеджер WebMoney Transfer. — Тогда эти ресурсы уже имели огромную популярность и свой набор необходимых для удержания пользователей инструментов. Оставалось изыскать способы монетизации и начать зарабатывать».

Одним из первых попытался решить эту проблему Живой Журнал (LiveJournal.com), предложив пользователям альтернативу: реклама в журнале, или платный аккаунт. Несмотря на то, что платные аккаунты нашли свою небольшую аудиторию, большинство людей просто начали резать рекламу на уровне браузеров. Наш человек не любит, когда его в чем-то ограничивают.

С учетом этих особенностей психологии, «Одноклассники» придумали новую модель: дополнительные услуги. С одной стороны, пользователи ни в чем не ущемлены, а с другой — им всегда хочется чем-то выделиться. Эта логика хорошо известна владельцам онлайновых игр и провайдерам мобильного контента. «У «Одноклассников» достаточно широкая линейка сервисов, — говорит специалист отдела PR Одноклассники.ru Оксана Лукьяничева, — но пока пользователи могут осуществлять их оплату только посредством SMS.  Между тем, у нас уже заключен договор с компанией Robox, и в ближайшем будущем мы предложим нашей аудитории новые удобные решения для оплаты услуг в социальной сети».

Дополнительные услуги — это, конечно, вариант. Но он носит, скорее игровой характер, и сегмент микроплатежей при помощи премиум-SMS здесь — самый популярный. Но как монетизировать «серьезную» социальную аудиторию? Одними из самых прогрессивных в этом отношении платежных сервисов являются Robox  и WebMoney.

В арсенале Robox’a есть готовые предложения по монетизации для владельцев сайтов. На данный момент сервис размещает приложение, которое помогает производить внутренние расчеты в социальной сети «В Контакте», готовит аналогичный сервис для «Одноклассников» и предоставляет сервис «пожертвований» для владельцев сайтов, участвующих в сети Toodoo.ru. Последний, кстати, демонстрирует уверенный рост — по словам Виктора Захарченко, руководителя сервиса, в первые 3 дня после запуска, пользователи установили более 100 кнопок, и появились первые пожертвования. В разработке, также, англоязычная версия сервиса.

«Монетизация социальных сетей началась не так давно, и сейчас, я бы сказал, она находится в начальной стадии. Мы в свою очередь предлагаем им проверенный и надежный сервис по приему платежей в любых электронных деньгах. Динамику спроса со стороны партнеров на услуги Robox’a отследить пока сложно, так как сервисы только начинают вводиться и прошло слишком мало времени, чтобы отслеживать результаты и строить на их основе какие-то прогнозы», — комментирует Олег Подобулин, руководитель отдела по связям с общественностью «Robox».

WebMoney тоже уже достаточно давно работает с социальными сетями. «Если говорить именно о приеме платежей с помощью WebMoney, то из классических социальных сетей с нами сотрудничают «ВКонтакте» и Livejournal, из сетей знакомств – LovePlanet и Mamba, еще несколько аналогичных ресурсов» — говорит Александр Правиков.

При этом, специалисты компании разработали инновационный продукт для такого рода аудитории: «Совсем недавно WebMoney начали совместный проект с ресурсом «Круги», рассказывает Александр Правиков. – «Круги» – социальная сеть особого рода. На этом ресурсе музыканты, художники и другие  творческие личности размещают свои произведения, а любой участник сообщества может их скачать – бесплатно или за любую сумму, которой он хочет поддержать автора».  Данная технология базируется не на обычном процессинге, а на совершенно новой разработке WebMoney  — платформе Keeper Embedded. Прототип этого сервиса тестировался в популярной социальной сети FaceBook.

«С помощью данной платформы участник социальной сети может пользоваться WebMoney, не будучи зарегистрирован в системе. Любой пользователь сообщества, подключенного к Keeper Embedded, может выставлять и оплачивать счета, или даже пополнять счет своего телефона, просто авторизовавшись в этом сообществе. Мы считаем, что это – чрезвычайно перспективная услуга и на рынке социальных сетей, web2.0 проектов, разного рода интернет-сообществ ее ждет большое будущее», резюмирует Александр Правиков.

Как видим, на рынке электронных платежных систем появляется все больше предложений, ориентированных на социальные сервисы. Владельцы сетей остро осознают необходимость монетизации своей аудитории, а платежные системы имеют уникальный шанс занять еще одну перспективную нишу, помимо электронной коммерции. На данный момент социальные сети еще не практикуют политику эксклюзивного партнерства с провайдерами платежных услуг. Да и вторые только начинают осваивать этот рынок. Однако можно предположить, что в перспективе войти на этот рынок новичкам будет уже не так просто.

(Всего прочитано 23 раз, из них 1 посещений сегодня)
0