В обращениях многих компаний характерны лозунги «через 3 года мы догоним и перегоним Америку!». Хорошо, если они подкрепляются какими-то исследованиями независимых организаций. Но когда через какое-то время смотришь сделанные 3 – 5 лет назад исследования рынка и прогнозы на будущее, становится смешно и грустно, насколько ошибочными могут быть они. То же самое можно сказать и о тех спикерах, которые прогнозировали гибель пластика пару лет назад. Уже который год пластик «умирает», показывая темпы роста в 100% в год.

Запомнилась фраза, сказанная директором по продажам ChronoPay Ильей Пекуровским на конференции RIW2008: «Каждый год мы говорим о прогнозах на будущее и каждый год от нас выступает новый спикер. Просто тех, кто не выполняет обещания – мы увольняем. Поэтому в этот раз я не буду делать прогнозов». Отталкиваясь от этой фразы, решила поступить так, как делают многие аналитические агентства – собирают западный опыт, где, собственно, и зародилась сама электронная коммерция.

Рынок пластиковых карт, который в США складывался уже последние 60 лет, у нас в стране существует не более десятилетия. Сама  же электронная коммерция в понимании электронной коммерции, а именно, когда покупатель платит в онлайне, а не наличными курьеру, началась с певца Стинга. Диск этого исполнителя был куплен с помощью первой интерактивной транзакции в конце 1994 года. Эту транзакцию осуществила компания NetMarket. Теперь на десерт – самые маржинальные сегменты электронной коммерции – трэвел и телеком.

Далее сухие цифры. По данным Cisco travel-сегмент e-commerce США с момента введения электронного билета вырос с 4 млрд.$ до 33 млрд.$ в период 2000-2005 гг. Европейский рынок онлайн-платежей в travel-индустрии вырос на 300% за 2 года и составляет 10,9 млрд.$. А платежи за электронные билеты при всем уважении к рынку электронных денег — это все же пластиковые карты. В России электронный билет был введен только 1 июня 2008 г. Теперь телеком. МТС, ведущий российский сотовый оператор, уже отводит 10% рынка платежей за связь онлайн-оплате банковской картой, что составит чуть менее 2 млрд$.

Хоть отечественная электронная коммерции не родилась вчера, достаточно рано говорить о каком-то накопленном опыте работы с банковскими картами. Даже в Москве не во всех крупных супермаркетах принимают пластик, а говоря про регионы, вспоминаешь поговорку «есть ли жизнь за МКАДом?». Поэтому мы в начале этого нелегкого пути развития электронной коммерции, который прошли США, Великобритания, Франция и др. развитые страны еще десятки лет назад. Одно радует – прочитывать аналитические отчеты 5-летней давности о прогнозах рынка электронной коммерции и думать, как хорошо было бы жить на этот свете, если бы его заселяли сказочники. Не всегда сказки позволяют строить успешные бизнес-модели.

Спасибо за внимание и понимание.

(Всего прочитано 9 раз, из них 1 посещений сегодня)
0