Тимур АитовВот после такого вступления читателям стало вполне понятным, что я имею в виду, буквально повторив  заголовок предыдущей статьи  Натальи Шторм в MoneyNews  о влиянии кризиса  на Интернет-платежи.   Но я же пишу сиквел? Поэтому дальше у меня будет совсем наоборот, и выводы у меня получатся прямо противоположные тем, к которым пришла Наталья. Ну, и еще деталь — известных  маркетологов и экспертов у меня в статье не будет – развивать тему статьи я буду один.

Итак, затронет ли кризис будущее систем электронных платежей и их настоящее?

Увы, да. И затронет весьма существенно. И здесь я сразу отмечу три важнейших направления.

1. Как было правильно замечено в первой  серии, многие платежные системы  тесно связаны с  банками.  Это означает,  в том числе, что именно банки и другие стратегические инвесторы  осуществляют финансирование  R&D работ по созданию новейших ЭПС, их доработке, покрывают расходы по запуску систем (start-up fees). Об этих новых  проектах ЭПС неоднократно писали MoneyNews . Из изложенного следует, что проблемы  с нынешним кризисом существенно отразятся на финансировании новых проектов. Многим проектам ЭПС кризис не позволит довести  дело до конца, набрать необходимую клиентскую базу, перейти к фазе промышленной эксплуатации. Появление  каждого нового  проекта ЭПС  станет  в условиях кризиса  скорее редким исключением, чем правилом,  и  они  вряд ли появятся в  краткосрочной перспективе.

2. Кризис затронет, увы, и тех, кто надежно и уверенно чувствовал  себя на рынке.  Я говорю о крупных  игроках, кто уже собрал многомиллионные клиентские базы.  Как работает любая крупная ЭПС в части бизнес-схемы?  Известно, что подавляющее  число  клиентов ЭПС  не  хранят значительные суммы на расчетных счетах-аккаунтах. Однако   небольшой остаток на счетах всегда  присутствует. Точная сумма остатка нам неизвестна,  но разумно считать ее равной 2-3 доллара в среднем на аккаунт. При двух миллионах клиентах, сразу получаем в итоге  5 миллионов долларов — как общий объем реальных средств, заведенных в ЭПС.  Отмечу, что обычно руководители  ЭПС говорят о том, что эти деньги никогда и никуда не инвестируются,  ни  в какие сомнительные  операции не  вкладываются,  хранятся на счетах в каких-то очень надежных банках и прочее.   Но,  во-первых, как мы знаем, таких надежных банков почти не  осталось. А во-вторых,  можно  выразить сомнение и в том, что эти значительные суммы не  приносили доходов  владельцам  систем ранее. Разумно считать, что и их тоже вложили в акции, увы,   и с ними играли на фондовом рынке  (еще раз,  увы).  Прибыль  от операций на фондовом рынке, очевидно,  использовалась   для  создания  новых  сервисов, развития существующих проектов,    для покрытия издержек, связанных с арендой оборудования, выплатой зарплаты сотрудникам  и т.п. Из этих же доходов  оплачивались и маркетинговые  расходы — за  участие  в выставках, профессиональных конференциях, выпуск рекламной продукции.     Наличие  хорошей  финансовой «подушки» (наряду с другими известными причинами)  позволяло  ЭПС  устанавливать  низкую стоимость  комиссии  за проведение  транзакций   и уверенно конкурировать с банками. Сегодня  этот  мощный источник  финансирования, не  скажу, что у всех, но у многих систем иссякнет, поэтому мой прогноз на 2009 год таков. В новом году мы практически не  увидим   новых продуктов от  наших старых и известных  игроков,   а у всех ЭПС возникнут проблемы с оплатой работы персонала. Расходы на маркетинг и рекламу резко будут уменьшены.  Разумно ожидать и повышения  стоимости транзакций в ЭПС  –  что,  очевидно, будет вынужденной мерой. 

3. И, наконец, третье  —   по поводу общих объемов платежей через платежные системы и терминалы. Правильно говорилось в первой серии нашего сериала про то, что  основные  платежи в ЭПС связаны с оплатой услуг телекоммуникаций и связи, и, в первую очередь, мобильных телефонов. Однако прогноз в первой серии  на этот счет был дан неверный  —  кризис уменьшит  эти стабильные  доходы провайдеров мобильных услуг.  Люди в условиях кризиса начнут так или иначе экономить на разговорах, а обсуждаемая мягкая девальвация рубля будет также способствовать повышению рублевых тарифных планов и снижению средней продолжительности разговоров.   Люди меньше станут платить  за телефоны – вот  чего следует ожидать,  и  этот эффект проявится уже в самое  ближайшее время.  Дам общее  соображение   о массовых услугах  вообще  —  любые  бизнесы,  связанные с массовым обслуживанием —  они, как правило,  низкомаржинальные и  построены на четком учете   доходов  и расходов,  как в общей массе, так и в пересчете  на каждого клиента.  Даже незначительные колебания в этом  смысле могут оказаться критичными и,  прежде всего, для  некрупных   игроков – владельцев отдельных терминалов, небольших сетей. Они могут быть   полностью вытеснены с рынка  в следующем году.    При этом очевидно, что  и крупные игроки будут нести ощутимые потери – незамеченным кризис не пройдет и для них.

4. Вот так, на мой взгляд, наступивший кризис затронет  рынок ЭПС. И цель моего выступления  – вовсе не устрашить читателей MoneyNews , а дать предупреждение  — о будущих  и весьма реальных печальных событиях. «Предупрежден – значит,  вооружен», так сказал кто-то из великих мыслителей.  А к ним, эти мыслителям, стоит прислушиваться.  Ну, а читателям MoneyNews,  которые  не согласны и думают по-другому – пожалуйста,  перо и чернила в руки,  лист бумаги. Пишите очередной сиквел. Успех  вам гарантирован. На то он и сиквел.

(Всего прочитано 21 раз, из них 1 посещений сегодня)
0