Раиса Назмутдинова, директор департамента развития и управления продуктами CONTACT, АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО)

Платежный терминал сравнительно недавно вошел в нашу жизнь, но уже доказал свое универсальное удобство для расчетов за услуги, которыми граждане постоянно пользуются в быту. «Железные ящики» по приему наличности стали нашими незаменимыми помощниками и привычными сервисами оплаты сотовой связи, коммуналки и прочих услуг в шаговой доступности от  дома, в магазине или переходе между станциями в метро.

Но терминалы предназначены для платежей, где средняя сумма чека сравнительно невелика и редко когда превышает 3-5 тысяч рублей. А как быть с оплатой более дорогостоящих сервисов? Отчасти это связано с законодательным ограничением на прием платежей через терминалы – максимум 15 тысяч рублей, но для существенной доли аудитории плательщиков просто страшно «скормить» железному ящику крупную сумму денег.

На мой взгляд,  терминальный сервис связан с целым рядом дополнительных рисков. Сами собой возникают вопросы. Например, кто гарантирует скорость оплаты и надежность работы конкретного аппарата? Не менее важен вопрос расположения терминала и его охраняемость.

Если клиент обратит на это внимание, прежде чем загрузить в купюроприемник крупную сумму денег, то, возможно, предпочтет другой способ оплаты – например, обратится в ближайшее отделение банка, где его обслужит квалифицированный сотрудник и отлажена система безопасности. Ведь кассы банков защищены в соответствии с охранными требованиями и находятся под круглосуточным видеонаблюдением.

Другая сторона «медали» — это особенности функционала самого оборудования. Как известно, используемые в нашей стране модели терминалов, так называемые cash-in аппараты, только принимают наличность и  не дают сдачи, а значит и не предполагают возврата денег. В лучшем случае клиенту предложат перечислить остаток на мобильный телефон или электронный кошелек. А если он совершит ошибочный платеж, то будет вынужден ехать куда-то в офис платежного агента или банка —  тратить много времени и сил, чтобы вернуть свои наличные. С аналогичными проблемами плательщик может столкнуться и в случае возникновения технического сбоя в работе оператора платежной системы или самого устройства. Представьте на минуту: вы уже внесли в аппарат значительную часть суммы, и вдруг одну из ваших купюр терминал просто «заедает». Как в этом случае получить свои деньги обратно без подтверждения о проведении операции, ведь чек можно получить только после завершения платежа?

Еще немного о платежах на крупные суммы. Терминальные устройства предполагают возможность осуществлять платежи без указания паспортных данных плательщика – ведь «железный ящик» все равно не сможет идентифицировать плательщика. В связи с этим законодательно предусмотрена возможность единовременной оплаты, не превышающей 15 тысяч рублей. А что делать, если сумма предполагаемого платежа значительно выше? Получается, что за один и тот же пакет услуг клиент должен производить операции в несколько этапов? Таким образом, «мягко» нарушается регулирование подобных услуг. И тот обходной путь, который сейчас используется держателями терминалов, ненаказуем — ведь все риски несет плательщик! Безусловно, такие компромиссные решения расширяют возможности для клиента, но в тоже время не способствуют повышению надежности сервиса в глазах наших граждан.

Определенные перемены ожидаются в ближайшее время, со вступлением в силу «Закона о национальной платежной системе», который будет регулировать взаимоотношения между платежными агентами, потребителями и получателями платежей. Все участники платежного рынка станут субъектами Национальной платежной системы, что усилит надзор за их деятельностью со стороны Центробанка. Например, Закон предписывает единообразный порядок оплаты услуг для всех платежных систем, в том числе и терминальных – как ожидается, станут прозрачными финансовые условия сотрудничества. Ведь зачастую клиент даже знает, в какие деньги ему обойдется платеж через терминал, с учетом всех комиссий. В соответствии с новыми требованиями  — стоимость услуги будет строго регулироваться, сообщать клиенту размер комиссионных и другие существенные условия станет необходимо в обязательном порядке до проведения операции. В этой связи системам терминальных взаиморасчетов тоже придется меняться в интересах потребителя.  

(Всего прочитано 14 раз, из них 1 посещений сегодня)
0