Эксперты из проекта The Future of Facebook Project поделились некоторыми своими мыслями по поводу возможных путей эволюции виртуальных валют, и потенциальной роли Facebook в их развитии. Главной мыслью здесь является тот факт, что если раньше валюта прочно ассоциировалась исключительно с деньгами, то теперь, с развитием социальных веб-сервисов, под капиталом начинают понимать и другие, зачастую неосязаемые вещи.

Деньги – это инструмент, с помощью которого мы осуществляем транзакции на расстояние вытянутой руки, когда между сторонами нет никаких отношений или доверия. Но в качестве цифровых данных возможности денег возрастают многократно, что соответственно расширяет область их применения.

Это означает, что деньги теперь не являются единственной валютой, обеспечивающей совершение транзакций. Например, трастовые сети могут давать рекомендации и находить рефералов. С помощью алгоритмов прогнозирующего анализа для увеличения продаж они могут предлагать коммерческим фирмам типы людей, продукции, услуг или даже проводимых мероприятий. Новый набор фильтрующих инструментов поможет им определиться, куда направить свое внимание и финансовые ресурсы.

Эти контекстные ключи, возникающие вокруг личных данных, сами по себе становятся валютой, поскольку дают нам больше информации о том, как сделать выбор или кому верить. Ниже будут приведены три примера валют, которые влияют на формирование новой экономической парадигмы: Facebook Credits, персональные данные и репутация.

Кредиты как валюта

Facebook Credits – это виртуальная валюта, используемая внутри социальной сети Facebook для покупки виртуальных товаров в играх, работающих на этой платформе. Она отлично подходит для развлечений, но слабо влияет на реальную мировую экономику. Пока.

Что произойдет, если люди и компании станут более лояльно относиться к идее использования виртуальной валюты в обмен на различные типы взаимодействия, товары или услуги?

«За последние десять лет все сложнее определять различия между физическими деньгами и виртуальной валютой типа Facebook Credits. Мы видим появление новой экономики, вырастающей из социальных средств массовой информации, где виртуальная валюта будет очень реальной частью того, как люди покупают и продают информацию, совместно работают над идеями, оценивают различные товары и услуги», — говорит Бретт Кинг (Brett King), автор Bank 2.0.

В ближайшее время мы, скорее всего, увидим, как розничные продавцы ищут способы использовать Credits, чтобы заинтересовать покупателей. Например, для привлечения новых клиентов, продвижения своей торговой марки или повышения лояльности покупателей. Каждый раз, когда вы принимаете участие в опросе, рассказываете друзьям о совершенной покупке или смотрите рекламу, вы можете получать Facebook Credits. А потом компания могла бы их выкупать за скидки или товары.

«Мы можем наблюдать процесс, как реальный мир делается с помощью Facebook Credits немного игровым. Сторонние продавцы, коммерческие фирмы и поставщики услуг дают нам кредиты, позволяют ими расплачиваться в обмен за наше участие в их акциях», — объясняет Нова Спивак (Nova Spivack), основатель Lucid Ventures.

В долгосрочной перспективе Facebook Credits может стать действительно подрывной валютой, особенно если будет использоваться в Р2Р-кредитовании, микротранзакциях, а также для обслуживания по всему миру людей, не имеющих банковского счета. Представьте, что будет, если при нажатии кнопки «like» под материалом социальной кампании, вы будете жертвовать небольшую сумму со своего счета в Facebook Credits. Или что будет, если в Facebook появится такой же функционал как у сервисов Р2Р-кредитования Zopa или Lending Club, и вы сможете занимать или давать в кредит средства другим пользователям социальной сети? Еще шаг и Facebook могла бы сделать свою систему мобильных платежей вроде M-PESA, что сразу создает механизм международного микрофинансирования. Если Facebook зайдет так далеко, ее Credits столкнуться с пристальным вниманием со стороны регуляторных органов, которые проведут проверку на предмет того, как сильно влияет эта виртуальная валюта на обесценивание денег на других рынках.

«Можно ожидать, что социальная сеть Facebook, в конечном счете, создаст торговую платформу, что позволит ей определять рыночную стоимость своей валюты», — сказал венчурный капиталист Эгозе Омоигуи (Eghosa Omoigui).

И тогда возможности, открывающиеся перед Facebook Credits, ограничиваются лишь нашей фантазией. Таким образом, Credits – яркий пример виртуальной валюты, которая может приобрести огромное значение. Разумеется, тогда она столкнется с новым регулированием и противодействием со стороны более крупных конкурентов. Но есть ли другие валюты, которые Facebook создает внутри своей экосистемы?

Личная информация как валюта

Как вы используете свои личные данные в Интернете, и где храните информацию? Думаете, не имеет значения? Очень даже имеет.

Каждый раз, когда вы загружаете фотографию, делаете комментарий, добавляете друга, нажимаете на ссылку или совершаете покупку, эти данные собираются, что потом позволяет спрогнозировать ваше поведение. Это крайне ценная информация, и у социальной сети Facebook она есть. Не напрасно в социальной сети они сделали портал, где авторизация через Facebook Connect дает доступ к любому сайту или услуге.

Анализ данной информации позволяет предсказать любого пользователя. Вот интересный пример: вице-президент Google Марисса Мейер (Marissa Meyer) сказала на фестивале SXSW, что карточные компании могу посмотреть на расходы семейного бюджета и за два года предсказать развод супругов с точностью до 98%. Только представьте, что тогда может предсказывать Facebook, и как эта информация может использоваться в интересах рекламодателей.

Если тенденция регистрироваться через профиль в Facebook сохранится, это может сделать данную социальную сеть фактически утилитой для авторизации. Мы уже видим компании, которые рекламируют себя через свой профиль в Facebook. Вполне возможно, что пользователи этой социальной сети могут делать то же самое. Так что если люди решат и дальше доверять чувствительную информацию Facebook, компании могли бы использовать ее, например, для предложения скидок при покупке машины или страхование здоровья через эту платформу. Пока среднему пользователю это удобно, никого особо не волнует, как правительство или другие структуры могут ее использовать.

«Персональная информация теперь становятся тем полем битвы, где все подлежит изучению. Потому что сегодня все, что создается людьми, в той или иной степени принадлежит не только социальным сетям, но и правительствам. Однако возможность перемещать любую форму активов между виртуальным и физическим мирами нуждается в едином понимании личных данных», — сказал Рангасвами (JP Rangaswami), ведущий научный сотрудник salesforce.com.

Обсуждение темы, кому принадлежат ваши данные, и почему это так важно, пока еще не попало в центр всеобщего внимания. Хотя есть сообщества вроде Personal Data Ecosystem Consortium, которые стремятся к индивидуальной собственности, открытым стандартам и взаимодействию. Личные данные являются очень ценной информацией. И не смотря на то, что хранить их у третьей стороны удобно, будет этически правильно считать, что принадлежат они все-таки индивидууму. А в это время Facebook играет все большую роль в том, как именно мы храним свои личные данные в Интернете.

Репутация как валюта

Если вы знакомы с сервисами Klout и PeerIndex, то вам понятны сопутствующие вопросы измерения репутации, авторитета и влияния на свою онлайн-аудиторию. Это так же важно, как и положительный показатель в вашем eBay-аккаунте – особенно если вы планируете развивать свой бизнес на этой торговой площадке.

К примеру, сейчас при поиске товара или услуги можно найти несколько компаний, предлагающих одно и то же. При этом, кроме простого сравнения цен, мы можем еще и увидеть, как к этому предложению относятся представители нашей социальной сети – с помощью кнопки «like» от Facebook и других похожих инструментов. Чем больше людей высказалось в пользу бренда, тем выше его авторитетность, а значит, и шанс, что потребитель выберет именно его предложение.

Социальное измерение репутации при помощи таких платформ как Facebook наглядно показывает размер уважения, испытываемого к конкретной торговой марке. Очевидно, что репутация коммерческой компании оказывает непосредственное влияние на ее доход. И это очень мощный инструмент маркетингового продвижения. Таким образом, репутация и социальное положение, а также способ их выражения через слова и поступки тоже становятся своеобразной валютой.

В настоящее время страница с личными данными в социальной сети не имеет экономической составляющей. Когда родился, где учился, чем увлекаешься – это не то, что может заинтересовать потенциального продавца или работодателя. Другое дело, если дополнить профиль данными вроде: навыки, доступ к ресурсам, интеллектуальный капитал, социальные связи, тип проектов или бизнеса, в котором человек готов участвовать, — вот тогда появится целое новое измерение для взаимодействия внутри социальной сети. Когда другие смогут поручиться за качество работы пользователя или его образование, тогда значение репутации и страницы с личными данными резко возрастет.

Приведенные примеры нельзя рассматривать по отдельности. Фактически, это следующий логический шаг в развитии социальных сетей. Если оглянуться на нашу достаточно короткую онлайн-историю, можно сделать вывод, что появление сообщества предшествует развитию коммерции. Очень скоро сообщество Facebook разрастется до 500 млн. пользователей или даже до миллиарда. Когда есть сообщество такого порядка, это подразумевает огромный потенциал для коммерческой деятельности, которого никогда раньше не было.

Простому пользователю, разумеется, куда важнее, как он будет общаться со своими друзьями, чем взаимодействовать с корпорациями и торговыми марками. Социальная сеть Facebook создала своеобразный огороженный сад, где можно выложить фотографии, договориться о проведении мероприятий или поиграть в пару приложений. Однако расширение возможностей социальной сети с помощью экономических инструментов может быть преобразовано в социальные инновации и создание рабочих мест.

Рано или поздно это произойдет. Пользователи уже закачивают в Facebook тонны информации о своих вкусах и предпочтениях. Но пока это не приносит им каких-либо ощутимых коммерческих выгод. Однако, когда это случится, у нас появится рынок, где репутация станет очень важной для получения перспективной работы.

Новые валюты — новые банки

Возможно, эти нелепые рассуждения и повлияют на чье-то восприятие того, что принято называть валютой. Вещи, которые раньше были невидимыми и неосязаемыми, с помощью социальных сетей становятся измеримыми и пригодными для использования в торговле. Это в значительной степени расширяет их возможности, которые раньше приписывались только денежным транзакциям. И социальные медиа-компании прекрасно понимают, каким экономическим потенциалом они обладают, оперируя нашей личной информацией.

Компания Facebook растет, и ее деятельность понемногу начинает угрожать существованию некоторых традиционных институтов, которые раньше претендовали на исключительное право на выпуск валюты и распоряжаться чужой персональной информацией. Оставим в стороне вопрос того, что сейчас одно юридическое лицо владеет таким количеством личных данных. Хотя он и заслуживает критической оценки. Обратим внимание на другой факт: безопасно ли хранить свою личную информацию в цифровом хранилище, принадлежащем кому-то постороннему? И где гарантия, что она не будет использована против вас?

Перевод Даниила Бурова.

(Всего прочитано 43 раз, из них 1 посещений сегодня)
0