e-ticketПлатежная система HandyBank представила в ноябре сервис покупки авиабилетов AviaHandyBank. Казалось бы, время на туристическом рынке не самое подходящее: по данным Минтранса, в первом полугодии 2009 г. под влиянием кризиса пассажирские перевозки российских авиакомпаний сократились примерно на 18% (аналогичный общемировой показатель составил всего около 5). Однако интернет-продажи авиабилетов продолжают расти, несмотря на упадок экономики. А отчасти даже благодаря ему. 

Толчок сегодняшнему бурному росту был дан два года назад, когда международный альянс авиаперевозчиков IATA заставил российские авиакомпании заняться внедрением электронного билета. Летом 2008-го, когда бумажные билеты должны были остаться в прошлом, в России все еще раздавались испуганные возгласы о том, что рынок — в том числе и сами пассажиры — совсем не готов. 

Страхи по поводу «психологии» оказались преувеличенными. «Сегодня большинство пассажиров используют электронные билеты — за исключением единичных случаев, когда им по каким-то специфическим причинам нужен бумажный бланк», — говорит Андрей Полозов-Яблонский, занимавшийся внедрением e-ticket в «Аэрофлоте», а теперь возглавляющий комитет по электронному билету в НАУЭТ. По его словам, в 2008 году продажи авиабилетов через интернет удвоились, и эта динамика сохранилась в 2009 году. 

Сама по себе технология e-ticket не требует выхода в интернет — билет можно заказать по телефону или купить в обычной кассе турагентства. Но отпавшая необходимость в бумажном бланке позволяет перевести в электронную форму всю процедуру покупки — и сократить издержки на содержание офисов продаж. Экономический стимул заставил авиакомпании вплотную заняться воспитанием «электронного пассажира». 

«Наряду с консервативными факторами: растущим проникновением широкополосного доступа и использованием банковских карт, рост интернет-продаж билетов обусловила активная политика авиакомпаний, — продолжает Андрей Полозов-Яблонский, — «Аэрофлот» проводил специальные акции, позволяющие купить билет по выгодной цене только на сайте —  желание сэкономить заставляло пассажира один раз разобраться в премудростях онлайн-покупки и навсегда оценить ее преимущества. Сейчас, если пассажир захочет купить билет в офисе продаж, ему придется заплатить дополнительный сбор (помимо сбора за бумажный бланк) — только за «живое» обслуживание». 

В результате доля билетов, проданных только через собственный сайт «Аэрофлота»,  возросла до 12%. И это не считая продаж через агентов, которых кризис тоже вразумил насчет целесообразности онлайновых форм коммерции. 

«Те, кто еще недавно боялся интернета — а среди турагентств, которым мы предлагаем решение E-Avia, таких компаний очень много — сейчас пересматривают политику в этом отношении», — рассказывает Светлана Половцева, директор компании Chronopay по развитию интернет-технологий в авиаиндустрии и туризме. 

Но если для пассажиров проблема исчерпывалась преодолением психологических барьеров и приобретением простых навыков, то перед туроператорами переход на интернет как основной канал продаж поставил серьезные проблемы. 

Во-первых, IT-инфрастуктура. Сегодня любой желающий может купить готовое решение, открыть онлайн-магазин и наладить торговлю рогами и копытами. Не так в туриндустрии, каждый участник которой встроен (в том числе технологически) в системы бронирования билетов, гостиниц и т.д. К сожалению, не все участки этой системы сегодня готовы к полностью автоматизированной работе.

Так, сервис AviaHandyBank хотя и позиционируется как полностью независимый «от действий оператора агентства по продаже билетов», он не позволяет вернуть купленный билет — для этого покупателю придется ехать в офис оператора «ТУРИНФО группа РФР» (собственно, AviaHandyBank — по крайней мере, в настоящий момент — служит интернет-витриной и кассой только этого агентства). Но ведь офисы, в отличие от интернета, есть далеко не везде. Правда, в HandyBank обещают в скором времени реализовать функцию автоматического возврата билетов.

Во-вторых, безопасность и стабильность системы приема платежей. В прошлом году, к примеру, клиенты «Аэрофлота», не могли покупать билеты на сайте из-за DDoS-атаки на серверы компании Assist. Теперь авиаперевозчик готовится сменить процессинг-партнера, говорят источники на рынке. Хотя гарантировать, что другая компания сможет обеспечить стабильную работу, тоже нельзя — быстро и эффективно отражать DDoS-атаки пока что никто не умеет. 

В-третьих, маркетинг. Открытие новых сервисов по продаже авиабилетов в интернете, с одной стороны, обещает покупателям все преимущества рынка с высокой конкуренцией, а с другой — возвращает их к оффлайновой истории со скрытыми наценками, комиссиями, сборами, без которых те могли бы обойтись. 

Так, агентству «Туринфо» партнерство с HandyBank принесло, наряду с интерфейсом для приема платежей, прямой доступ к аудитории потенциальных клиентов — платежеспособных, умеющих платить карточкой в интернете и регулярно это делающих. Сами эти клиенты получили не слишком веское преимущество в виде возможности оплатить билет, не выходя из системы интернет-банкинга — и агентскую комиссию вдобавок к стоимости билета. 

Впрочем, речь тут идет не о каком-то мошенничестве, а о нормальном рыночном раскладе, когда часть покупателей доплачивает за сервис и возможность не делать лишних движений (даже если эти движения — всего лишь пару лишних кликов мышкой), а другая часть экономит, выходя на прямые предложения. 

По мнению Светланы Половцевой, привлечь аудиторию смогут площадки с наиболее удобным интерфейсом, но в любом случае в ближайшие пару лет доминировать по объему интернет-продаж будут авиакомпании.

«Сейчас продажи российских авиаперевозчиков «перекошены» в пользу агентских продаж, но в интернет-секторе доминируют прямые продажи через сайты авиакомпаний, — подтверждает Андрей Полозов-Яблонский, — Что касается будущего: интернет-продажи американской Delta Airlines в прошлом году составляли 50% всех проданных перевозок, из них половину занимали продажи через сайт авиакомпании, а другую половину — посреднические сервисы, типа Expedia.com.  Думаю, в России баланс прямых/посреднических интернет-продаж будет стремиться к похожей пропорции». 

Баланс этот начнет выравниваться, когда вслед за авиаперевозчиками, туристическими и платежными операторами travel-сегментом всерьез займутся собственно интернет-компании, и вровень с «Аэрофлотом» сможет встать что-то вроде «русской Экспедии».

(Всего прочитано 10 раз, из них 1 посещений сегодня)
0