Деньги@Mail.ruЕще год-другой назад мантра «монетизация социальных сетей» в применении к рунету звучала сколь часто, столь же и маловразумительно. И вот сегодня «Одноклассники» и «В Контакте» собрали у себя всю активную российскую интернет-аудиторию и начали зарабатывать на ней и в хвост, и в гриву — от платы за регистрацию до огромного оборота мелких услуг и товаров, ради которых пользователи готовы дневать и ночевать у компьютера.

Хотя формально Mail.Ru стоит относить к предыдущему интернет-поколению, компания приняла вызов новых миллионеров (и, к слову, «родственников» — фонд DST является одновременно совладельцем Mail.Ru, «Одноклассников» и «В Контакте»).

В прошлом году она запустила платформу Игры@Mail.Ru (позже укрепленную игровым активом DST — холдингом Astrum Entertainment) с ассортиментом простеньких мини-игр — и сейчас представители компании говорят, что именно на игровые примочки пользователи Mail.Ru охотнее всего тратят деньги.

Затем компания выкатила собственную платежную систему, а совсем недавно предприняла еще ряд шагов , призванных подстегнуть развитие виртуальной коммерции на портале.

Во-первых, Mail.Ru отменил комиссию для разработчиков приложений к социальной сети «Мой мир» (добрая половина этих приложений — игровые), а во-вторых — анонсировал автоматизированную систему приема пользовательских платежей, которую разработчики смогут встраивать в свои приложения (несложно догадаться, что самой выгодной валютой для взаиморасчетов тут станут Деньги@Mail.Ru) .

Перспективность рынка виртуальных товаров подтверждают живые цифры. Так, по результатам прошлого года половину доходов «Одноклассникам» принесла не реклама, а платные услуги. Приложения к социальной сети Facebook (тоже, кстати, разрабатывающей свою платежную программу) в первом полугодии 2009 г. росли в денежном выражении в разы, несмотря на повсеместный «кризис». По прогнозам экспертов, американский рынок виртуальных товаров достигнет в этом году 500 млн. — 1 млрд. долларов, а азиатский оценивается в 5 млрд.

«Мы делаем фокус на приеме платежей за онлайн-игры и в целом на виртуальные (не требующие доставки) товары и услуги как таковые», — говорит Олег Ильичев, директор по продуктам Mail.Ru. Игры, по его словам — один из основных сегментов в общем объеме транзакций Денег@Mail.Ru (наряду с оплатой сотовой связи).

Если говорить о российском рынке интернет-платежей в целом (по оценкам АЭД, 90% электронных денег контролируют Яндекс.Деньги и WebMoney), то у Mail.Ru есть три основных точки роста. Во-первых, собственная многомиллионная активная аудитория. Во-вторых, многообещающая ниша виртуальных товаров, в которой Mail.Ru одновременно выступает и поставщиком, и продавцом, и кассиром.

«Параллельно с ростом количества транзакций проекта Деньги@Mail.Ru, не относящихся к порталу, увеличивается и активность платежей на наших сервисах (в частности, стремительно наращивает аудиторию самостоятельно разработанная Mail.Ru MMORPG «Кристалл Вечности»). Доля проектов Mail.Ru в общей массе платежей остается довольно значительной и более-менее неизменной», — говорит Олег Ильичев.

Третьим преимуществом — благодаря все тому же DST — может стать «родство» Mail.Ru с крупнейшими игроками уличных платежей (фонду принадлежит компания OE Investments, объединившая ОСМП, e-port, «Мобильный кошелек» и Direct Contact). «Терминальщикам» выгоднее сотрудничать с Mail.Ru и настигать клиента каждый со своей стороны — на улице или в онлайне — а не конкурировать за него.

«На любых развитых рынках устанавливается хорошо известное соотношение 3:70, которое гласит, что три крупнейшие компании контролируют 70% рынка. Монопольно высокие доли двух компаний говорят как раз о том, что рынок еще не развит», — полагает Тимур Аитов, вице-президент Ассоциации региональных банков России, — «Мой прогноз в том, что появится еще один игрок, который займет свое и весомое место. Удобный интерфейс, широкая сеть терминалов для пополнения кошельков, низкие комиссии — вот очевидные слагаемые успеха любого платежного инструмента».

Онлайн-продавцы, в свою очередь, беспокоятся о невысокой популярности электронных платежей как таковых. «Если в Москве и Петербурге кто-то и имеет представление о е-деньгах, то в регионах они практически не известны широкой публике, — сетует соучредитель питерского магазина подарков Corestore.ru Дмитрий Щуватов, — Новая платежная система может быть востребована, если у ее создателей получится существенно повысить популярность электронных денег и разрушить барьеры недоверия среди людей, далеких от Интернета».

Большинство пользователей, «далеких от Интернета», приходят сюда ради нехитрого набора из поиска, почты, развлечений и общения. А столь популярные нынче «веселые фермы» и прочие социальные развлечения формируют прекрасный рассадник культуры электронных платежей.

Словом, платежная система Mail.Ru имеет все шансы как минимум обеспечить порталу «свой маленький бум». А как максимум — могла бы замахнуться на суперсимбиоз из пользовательских социальных связей, информационных сервисов, виртуальных товаров и финансовой инфраструктуры, завязанный на ресурсах общего инвестора, который, если уж на то пошло, имеет долю даже в Facebook.

(Всего прочитано 28 раз, из них 1 посещений сегодня)
0