Платежные терминалы – способ оплатить личные счета быстро. Интересно, что каждый платеж экономит 20-30 минут. Через терминалы совершается 10.5 млн платежей каждый день — это 4.38 млн часов (или 145 тысяч дней) сэкономленного времени ежедневно!

Число пользователей платежных терминалов постоянно растет. По информации холдинга Romir Monitoring, ежегодные темпы роста рынка платежных терминалов составляют в России от 30% до 80% (в зависимости от региона). По данным CNA, в России установлено около 100 тыс. платежных терминалов, и 65% — то есть два из трех! – опрошенных россиян пользуются ими регулярно.

Сети платежных терминалов работают в большинстве регионов России. Места на рынке платежных терминалов сегодня распределены так:

Наиболее востребованной услугой пока остается оплата мобильной связи. До 2008 года доля сотовой связи в обороте большинства платежных систем составляла более 95%. Но уже в 2008 году начался рост интереса населения к оплате услуг ЖКХ, домашнего телефона и интернета, оплаты кредитов.

По прогнозам, доля операторов сотовой связи в обороте будет сокращаться, расти будет доля новых сервисов: погашение банковских кредитов, оплата заказов в торговых компаниях, оплата билетов, госпошлин, штрафов  и много других платежей.

Перспективы развития рынка платежных терминалов – очень широкие. Однако темпы роста могут быть быстрее, считают эксперты. Одним из важных на сегодняшний день моментов, тормозящих развитие рынка, является эргономика и простота использования платежных терминалов.

Эргономика и юзабилити играют огромную роль в разработке программного обеспечения для платежного терминала. В проектировании его интерфейса очень важно учесть особенности психологии пользователей, а также – понять, что для них важно, каких целей они достигают, пользуясь услугами системы самообслуживания.

Зачастую на одной и той же точке расположены сразу несколько терминалов от разных компаний. В этом случае, выбор пользователя становится решающим  для оператора. Большую роль в конкурентной борьбе, как и в случае с любыми программными продуктами, играет его интерфейс. Чем проще интерфейс, тем меньше сложностей возникает у пользователя, особенно если он — новичок. Если электронные системы оплаты, сенсорные киоски и терминалы самообслуживания желают преуспеть в какой-нибудь розничной среде, они должны быть приняты потребителями. По результатам опроса, первый успешный опыт оплаты способствует последующему регулярному использованию платежных терминалов.

Что же важно для пользователей платежных терминалов? Ответ очевиден: быстро совершить платеж и быть уверенными, что деньги не пропадут. Поэтому интерфейс терминала должен быть максимально понятным, логичным и простым.

Кроме того, следует помнить, что аудитория у платежных терминалов очень широкая. Поэтому важно учитывать особенности людей из разных категорий и их антропометрические возможности. Например, возраст. Известно, что пожилые люди хуже видят. Поэтому кнопки на экранах должны быть достаточно большого размера, шрифт должен быть крупным. Большое количество людей все еще «на вы» с компьютером — им трудно осваивать устройства, интерфейс которых приближен к компьютерному.

Взаимодействуя с терминалом, пользователи часто сталкиваются с трудностями, которые приводят к неудачным попыткам совершить оплату. Это вызывает их недовольство. А платежные терминалы теряют деньги, которые уже практически находились в их кошельках.

Типичные загвоздки возникают при оплате интернет-услуг. Распространенный пример — трудности при поиске провайдеров. Почти во всех терминалах интернет-провайдеры представлены в виде списка, причем не названий компаний, а их логотипов. Этот список, как правило, никак не отсортирован (логический порядок не угадывается), и занимает очень часто несколько десятков страниц. При этом обычно в списке представлены все операторы, даже те, которые не работают в данном регионе. А самое главное — нет возможности поиска по названию компании-провайдера.

Таким образом, у пользователя, решившего оплатить услуги Интернет, возникает множество преград на пути к достижению этой цели. И у большинства потенциальных клиентов не хватает терпения и мужества пройти этот путь до конца.

Реализация оплаты услуг ЖКХ в разных интерфейсах также часто страдает от ошибок.  Например, суммы, указанные на квитанциях по оплате – как правило, не круглые числа. А терминал не выдает сдачу и не принимает копейки. Сумму в 2155 руб. 25 коп. терминал не примет. Успешное и удобное решение — не нужно просить пользователя вводить с цифровой клавиатуры значение суммы на квитанции. Нужно дать возможность пользователю заплатить, например, 2500 рублей, чтобы деньги сверх суммы были также перечислены на квартплату и перенеслись на другой месяц.

Кроме того, существуют многочисленные особенности контекста, внешних условий, в которых пользователь взаимодействует с терминалом. Например, было отмечено, что люди не любят создавать «личный кабинет» и пользоваться им. Это связано с тем, что терминалы часто располагаются в многолюдных местах. Пользователи, работая с личным кабинетом, чувствуют себя некомфортно, осознавая, что за спиной у них ходит толпа народа. Особенности контекста использования также следует учитывать при разработке платежных терминалов.

Для улучшения интерфейсов платежных терминалов проводятся юзабилити-тестирования в специальных юзабилити-лабораториях. В тестированиях участвуют реальные пользователи из целевой аудитории. С помощью специальных технологий выявляются трудности, которые возникают в процессе взаимодействия с платежным терминалом, и даются рекомендации, позволяющие значительно улучшить эти показатели.

Крупные игроки рынка уже осознали важность тестирования своих продуктов на реальных пользователях как эффективный способ создать гарантированно успешный продукт.

Недавно компания USABILITYLAB провела юзабилити-исследование интерфейса платежного терминала QIWI (ОСМП). Специалисты USABILITYLAB провели оценку и разработали рекомендации по улучшению пользовательских качеств существующего интерфейса платёжных терминалов QIWI. По итогам проекта компания ОСМП получила ряд полезных рекомендаций по улучшению интерфейса платёжных терминалов. «Результаты данного исследования позволили нам сделать выводы относительно интуитивности терминального интерфейса. В результате, в самом ближайшем времени у терминалов QIWI появится новый интерфейс«, — говорит Владимир Лопатин, генеральный директор ОСМП.


Тестирование платежного терминала в USABILITYLAB

Несмотря на то, что на сегодняшний момент рынок платежных терминалов сформирован, у данного рынка – большой потенциал развития, поскольку очевидно, что у населения растет потребность в сервисах, позволяющих моментально оплатить различные услуги и товары. По мнению ряда экспертов, очень скоро системы самообслуживания будут широко востребованы во всех сферах российского бизнеса. Уже сейчас практически во всех терминалах возможна оплата всех видов коммунальных платежей, а вскоре платежные системы дадут возможность бронировать билеты, продавать мобильный контент (мелодии, картинки, игры), а в недалеком будущем появятся терминалы, которые смогут распечатать фотографии с мобильного телефона через Bluetooth. Помимо приема платежей современные платежные системы предоставляют рекламно-информационные услуги. Терминал, установленный в торговом центре, сможет выступать в роли путеводителя по торговому залу и информировать посетителя об имеющихся в магазинах товарах.

Также в скором будущем платежные терминалы смогут принимать к оплате не только наличные денежные средства, но и банковские карты и электронные деньги.

/ При информационной поддержке компании USABILITYLAB.

(Всего прочитано 124 раз, из них 1 посещений сегодня)
0