Первый день конференции после благословления представителей Минкомсвязи, Центробанка и Госдумы начался с выступления Ивана Кузнецова, представляющего одновременно организаторов и главного спонсора мероприятия: в Инфокоммуникационном Союзе он руководит проектом «Мобильные платежи«, а в банке «Таврический» занимает пост вице-президента. Г-н Кузнецов представил аудитории концепцию Единого центра координации мобильной коммерции и Универсальной платежной платформы, вопросы доверия и безопасности которой осветили Игорь Засурский из Росинформтехнологии и гендиректор ЗАО «АНК» Сергей Кирюшкин.

Вскоре после подписания договора о сотрудничестве между Инфокоммуникационным Союзом и международной организацией Mobey Forum слово взяли представители операторов «большой тройки», поделившиеся опытом работы своих компаний на рынке мобильной коммерции. Те, кто по какой-либо причине пропустил интересное выступление, могли ознакомиться с основными тезисами докладов всех участников конференции в раздаточных материалах, где во многих случаях содержалась информация, не вошедшая в «живые» выступления спикеров.

Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО «МТС» Руслан Ибрагимов рассказал о своем видении юридических сложностей, связанных с развитием мобильной коммерции. Среди отмеченных им проблем российского мобильного банкинга – необходимость оператора иметь договоры с неограниченным количеством банков, в которых обслуживаются абоненты, и сложности с технической реализацией концепции, в соответствии с которой используемое на SIM-карте абонента программное обеспечение по управлению банковским счетом должно отвечать единым требованиям.

По мнению г-на Ибрагимова, для успешного развития услуг мобильного банкинга и мобильных платежей в нашей стране необходимо принять на уровне подзаконного нормативного акта правила оказания таких услуг, а также снять барьеры по проведению безналичных расчетов с использованием лицевых счетов абонентов. Для этого он предлагает определить правовое понятие «микроплатежи» по сделкам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, а также отказаться от идентификации плательщика и участия банков при проведении микроплатежей.

Другой представитель МТС – Павел Ройтберг – отметил, что перед рынком в целом и его компанией в частности стоит задача «научить абонентов пользоваться своими банковскими картами». Он отметил, что запрет многих банков на использование дешевых карточных продуктов вроде Visa Electron или Cirrus/Maestro не дает возможности сделать услуги по удаленной оплате с банковской карты массовыми, и посетовал на определенные законодательные ограничения. По словам г-на Ройтберга, идеальный платежный сервис должен предоставлять возможность выбора в использовании платежных документов между банковским счетом и лицевым счетом у оператора и формирования абонентом индивидуального платежного меню, в котором будут присутствовать и банковские сервисы.

Начальник отдела мобильной коммерции и платежей ОАО «ВымпелКом» Денис Зырянов подчеркнул, что Универсальная платежная платформа не должна ограничивать ключевых участников розничного рынка в реализации их собственных брендированных решений на ее базе.

Представитель «МегаФона» рассказал о пилотном проекте «Соник Дуо» в партнерстве со «Связь-Банком» по внедрению первой фазы услуги «Мобильные платежи». В ходе дальнейшей реализации проекта планируется внедрить фазы по оплате товаров и услуг в Интернете, в вендинговых автоматах, а также по осуществлению «наземных» платежей в магазинах, барах, гостиницах, транспорте и т.д. В ближайшее же время необходимо унифицировать сервисы мобильной коммерции как в пределах одной компании, так и среди операторов «большой тройки».

Директор по спецпроектам ОАО «КиберПлат» Александр Евтюшкин обратил внимание участников конференции на то, что хотя сегодня в России имеются все составляющие инфраструктуры, необходимой для развития мобильной коммерции, на данный момент они не образуют единой системы. Эта ситуация не изменится, пока рынок не будет в достаточной мере насыщен держателями мобильных платежных инструментов и предприятиями, применяющими их. Совершенство механизмов расчетов, удобство и простота использования мобильных платежных инструментов отходят на второй план, когда клиенту негде и не за что заплатить с их помощью, отметил г-н Евтюшкин.

Президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута сообщил, что общее число российских граждан, не имеющих на данный момент полноценного доступа к финансовым услугам, оценивается в 40 млн человек, большую часть из которых составляет сельское население. Для ускорения процессов развития и распространения мобильных платежей в масштабах страны, по его мнению, необходимо реализовать ряд инициатив в области законодательного регулирования. В их числе – развитие концепции предоплаченных финансовых продуктов и банковских карт, уточнение принципов дистанционной идентификации клиентов, внесение в законодательство положений, допускающих осуществление операций по переводу денежных средств без идентификации в пределах установленного ограничения по сумме, и уточнение механизмов возврата авансовых платежей.

Первый день «Мобильной коммерции 2008» завершился круглым столом, посвященным теме законодательного обеспечения мобильной коммерции в нашей стране, а вся первая половина второго дня конференции была отдана на откуп иностранным докладчикам.

Представитель международной организации GSM Association, представляющей более 850 операторов связи и 180 производителей оборудования, представил проект «Pay-Buy-Mobile», позволяющий использовать мобильные телефоны для совершения быстрых безопасных платежей в розничной среде с применением технологии Near Field Communications (NFC). Подробностями о мобильных платежах, осуществляемых по этой технологии, и соответствующих бизнес-моделях поделилась докладчик Mobey Forum, а примеры применения NFC продемонстрировали представители нескольких зарубежных компаний. Старший бизнес-лидер MasterCard Worldwide (Европа) представил систему бесконтактных платежей PayPass, которая позволяет клиентам для совершения покупки просто поднести свою карту MasterCard или устройство с PayPass к считывателю, избавляя их от необходимости передавать карту кассиру и подписывать чек на сумму до $25.

К моменту, когда слово было вновь передано представителям российских компаний, зал, в котором проходила конференция, был заполнен примерно на 60%. С каждым последующим докладом количество слушателей неуклонно уменьшалось, хотя оставшиеся до конца честно поддерживали традицию провожать спикеров аплодисментами. С приближением вечера выступления становились все более краткими, и непродолжительные сдержанные овации хоть как-то заменяли не предусмотренные регламентом вопросы докладчикам из зала.

Заместитель председателя правления «Юнистрим» Сусанна Узунян ограничилась рассказом о деятельности своей компании, которая по итогам года должна занять 35% российского рынка денежных переводов. В ближайшем будущем компания будет увеличивать количество точек обслуживания за счет собственных пунктов и партнерской сети. А с января 2009 года «Юнистрим» начнет приобретать терминалы, с помощью которых клиенты компании впоследствии смогут осуществлять внутрироссийские и международные денежные переводы. Как отметила г-жа Усунян, полтора года назад ее компания обращалась к российским сотовым операторам с предложением о запуске проекта денежных переводов с использованием мобильного телефона, однако они выразили готовность сотрудничать по этому направлению только сейчас.

Руководитель департамента развития дистанционных и почтово-банковских услуг «Связь-Банка» Антон Тарасов продемонстрировал в деле мобильное кассовое решение для сети аптек «Арника». Оплата товара здесь занимает, в среднем, 40-60 секунд, в течение которых даже успевает распечататься чек. В процедуре оплаты, помимо абонента, задействованы «МегаФон», мобильная процессинговая компания MEGAPAY и банк.

Начальник управления платежной системы PayCash банка «Таврический» Александр Соболев вслед за Михаилом Мамутой отметил низкий уровень доступа сельского населения к услугам мобильной коммерции и согласился с мнением директора по продажам ChronoPay Ильи Пекуровского, высказанным на RIW-2008, о необходимости «борьбы» с наличными расчетами.

Елена Станишевская, коммерческий директор ООО «Мобильные Платежные Системы» (проект «MOBI.Деньги») сообщила, что услугами мобильной коммерции готовы пользоваться порядка 26% россиян (при 75% в США). Российский пользователь таких услуг прибегает к ним, в среднем, 1-2 раза в месяц, а средняя сумма его платежа выросла за последний год в 1,5 раза. Портрет среднестатистического российского пользователя услуг мобильной коммерции выглядит следующим образом: это мужчина (в 60% случаев) 25-35 лет со средним уровнем дохода, специалист в своей области и счастливый обладатель «активной жизненной позиции».

Управляющий директор i-Free Кирилл Петров осветил проблемы, связанные с проведением микроплатежей в России. По его словам это, в первую очередь, использование отдельными компаниями недобросовестных методов работы (двойная тарификация, неявная информация об оплате и т.д.), которое снижает уровень лояльности абонентов. Кроме того, в отдельных случаях взимается слишком высокая комиссия, а законодательные препятствия не позволяют использовать микроплатежи в оффлайне. Докладчик обратил внимание на модель Try`n`Buy с использованием микроплатежей, по которой распространяется новая книга Бориса Акунина. Кирилл Петров считает, что применение такой схемы стимулирует потребление и лишает смысла деятельность пиратов.

Фактически закрывая конференцию, директор по ключевым проектам MobiPlat Дмитрий Прокуданов провел мини-презентацию системы мобильной оплаты штрафов ГИБДД. Он сообщил, что если сейчас многие просто игнорируют такие штрафы, то с использованием системы, разработанной его компанией, и развития системы видеофиксации нарушений принцип неотвратимости наказания будет соблюдаться повсеместно. Преимуществом нового решения является возможность не только осуществлять платежи за нарушение ПДД, но и оперативно передавать информацию об этом в ГИБДД. Таким образом планируется снизить уровень коррупции на дорогах – т.к. у водителей наконец появится законный способ «разобраться на месте». В будущем с помощью MobiPlat можно будет оплачивать регистрацию транспортного средства, выдачу водительских документов и проведение техосмотра.

Учитывая внимание, уделенное организаторами и участниками конференции идее создания Единого центра координации мобильной коммерции, в завершении репортажа нельзя не вернуться к этой теме. Формирование Центра запланировано на 2009 год, и, по крайней мере, в первое время он будет функционировать в рамках проекта «Мобильные платежи» Инфокоммуникационного Союза. Финансирование организации Центра ляжет на плечи инвесторов, участников Универсальной платежной платформы и самого Центра, а в дальнейшем его доходы будут складываться из получаемого комиссионного вознаграждения, оплаты дополнительных услуг и сервисов, а также поступлений от продажи участникам Универсальной платежной платформы оборудования, технических шлюзов, программного обеспечения, бэк-офисов банков и других необходимых решений.

(Всего прочитано 21 раз, из них 1 посещений сегодня)
0