Несмотря на то, что секция, в отличие от проводившихся параллельно, была бесплатной, большого ажиотажа у посетителей она не вызвала, хотя и собрала больше половины зала представителей платежных систем, интернет-магазинов и других участников рынка, а также журналистов и прочих заинтересованных лиц. Докладчиков на правах ведущего представлял исполнительный директор консалтинговой группы Aspect Артем Генкин.

 

Менеджер PR и спецпроектов компании WebMoney Transfer Наталия Чанышева сразу сообщила собравшимся, что презентации как таковой от нее ожидать не стоит, т.к. о будущем ее компания традиционно предпочитает не рассуждать.  Вместе с тем, пока год не подошел к концу, ей не хотелось бы подводить какие-либо глобальные итоги как по всему рынку в целом, так и относительно WebMoney, которая в ноябре отметит свое десятилетие. Тем не менее, Наталия Чанышева отметила, что уже 4-й год подряд оборот ее компании увеличивается примерно в 2 раза. По ее словам, никакого влияния финансового кризиса на отрасль и WebMoney в частности пока не заметно. Напротив, кризис активизирует ту часть клиентов, которые приносят компании большую часть прибыли.

Среди поводов полагать, что в 2009 году рост отрасли продолжится, Наталия Чанышева выделила ожидаемое увеличение количества транзакций и сумм покупок, а также распространение широкополосного доступа в Интернет. Возможно, в ближайшем будущем электронная коммерция ускорит свой рост благодаря тому, что в том числе из-за влияния кризиса цены в интернет-магазинах будут несколько ниже, чем в оффлайне, предположила представитель WebMoney Transfer.

Директор по маркетингу MoneyMail Наиля Замашкина рассказала об особенностях российского рынка электронной торговли, наблюдаемых специалистами ее компании. Прежде всего, это высокая доля наличных платежей (до 90%) – в первую очередь,  это свойственно «товарным» магазинам – и уже доказанная эффективность электронных платежей в «нетоварных» магазинах. При этом товаров на сегодняшний день у нас покупают в разы больше, чем услуг.  Далее, выделяются по-прежнему низкий уровень интернетизации регионов и высокий процент «привыкания» к оплате ЖКХ электронными средствами. Аналогичная тенденция наблюдается в игровом сегменте, где, к радости участников рынка, уже «почти отсутствуют наличные платежи». К позитивным тенденциям в отрасли за последний год Наиля Замашкина относит распространение электронных билетов (авиа- и железнодорожных), а также внедрение и развитие электронных билетов в кино и на развлекательные мероприятия.

По прогнозам MoneyMail, в этом году все платежные системы продемонстрируют рост в 2-2,5 раза, однако в 2009 году столь высоких темпов ожидать уже не стоит, тем более что не все компании способны их поддерживать. Зато стоит ожидать повышения интереса к отрасли со стороны инвесторов. Финансовый кризис может ускорить процесс постепенного отказа от физических носителей для цифровых товаров, что также благоприятно скажется на отрасли в целом. В настоящее же время, по мнению г-жи Замашкиной, электронные платежи слабо распространены в сфере обучения (оплата посещения курсов, семинаров, конференций). Кроме того, она ожидает вслед за «транспортными» электронными билетами появления у россиян полноценной возможности оплачивать подобным образом и путевки.

Первый заместитель генерального директора «Юникор Финанс» Александр Хорошилов напомнил аудитории о причинах и истоках появления электронных денег, плавно подведя свой рассказ к системе мобильных платежей ECASH, представленной его компанией. Он указал на наличие пробелов в законодательстве, регулирующем электронную коммерцию в России, и подчеркнул, что его проекты в любом случае не будут выходить за рамки существующего правового поля. Г-н Хорошилов подчеркнул, что в Москве мобильный телефон уже является инструментом оплаты товаров – есть магазины и люди, которые этим пользуются. При этом ECASH, по словам докладчика, не является конкурентом банков и платежных систем.

Наиболее живым среди всех оказалось выступление директора по продажам ChronoPay Ильи Пекуровского, начавшего свое выступление с шутки о том, что, в отличие от WebMoney, его компания не стесняется каждый год давать прогнозы о грядущем «буме электронной торговли», и каждый год после этого от нее выступает новый человек. По его наблюдениям, в отрасль постепенно приходят крупные компании из телекоммуникационного и travel- сегментов, а темпы распространения банковских карт не могут не радовать участников отрасли: если сейчас, по данным исследований J`son & Partners на конец 2007 года, в России эмитировано 87 млн банковских карт, то в 2009 году их будет уже около 120 млн, то есть примерно 2 карты на каждого работающего гражданина. После признания Наталии Чанышевой в том, что у нее нет и никогда не было банковской карты, Илья Пекуровский заявил, что «кэш – это зло», и его компания «борется» с ним разными способами.

Артем Генкин в своих прогнозах был более осторожен, чем предыдущие ораторы,  полагая, что рынок электронной коммерции в России уже близок к насыщению и в следующем году вырастет не более чем на 50%. Специалист связывает это с появлением новых ниш, которое подталкивает участников рынка к специализации на отдельных услугах.

Доклад директора департамента по работе с партнерами «МТС-Россия» Ирины Ткаченко был посвящен, в основном, новой услуге компании – сервису «Онлайн-платеж», в котором банком-эквайером выступает ВТБ, а сервис-провайдером – Chronopay. За 3 месяца, прошедшие с момента его запуска, популярность услуги среди пользователей возросла на 75%. Сейчас через нее осуществляется порядка 8 тыс. платежей в месяц при «минимальном уровне фрода».

В ближайшее время доля платежей через Интернет увеличится и достигнет 10% от общего числа платежей за услуги мобильной связи, считает представитель МТС. На вопрос одного из участников конференции о том, когда у клиентов МТС появится возможность оплачивать товары средствами со счета мобильного телефона, как в «Билайне», Ирина Ткаченко ответила, что не может комментировать действия конкурентов, хотя ей кажется, что в данном случае имеют место определенные проблемы с законодательством.

Краткий итог работы секции в беседе с MoneyNews подвела пресс-секретарь ChronoPay Елена Сорокина: «Во всех докладах вполне обоснованно затрагивалась тема кризиса, однако оптимизм не покидал докладчиков — почти все они в один голос говорили о том, что им «не страшен серый волк», и они ожидают более чем двукратного увеличения оборотов рынка».

(Всего прочитано 32 раз, из них 1 посещений сегодня)
0