Сергей РусаковОбозначенная проблема тут же нашла живой отклик в различных тематических форумах и блогах: представители интернет-магазинов – партнеров сервиса — жаловались на большие задержки с выплатами от YESCredit. Некоторые предположили, что это «кидок» и обещанных денег от сервиса-банкрота им уже не дождаться. Редакция MoneyNews решила разобраться в сложившейся ситуации. На наши вопросы ответил бывший гендиректор, а ныне ликвидатор YESCredit Сергей Русаков.  

MoneyNews (MN): Расскажите немного о самой YESCredit: когда и с чего все начиналось? С кого брали пример, когда выходили на рынок онлайн-кредитования?

Сергей Русаков (С.Р.): Началось все в 2011 году с идеи предпринимателя Александра Петрова создать в России сервис онлайн-кредитования, позволяющий людям приобретать товары в кредит через Интернет, не выходя из дома. Примеров на тот момент, как на российском, так и на зарубежном рынке не было. Как, собственно, и не было и самого рынка онлай-кредитования как такового. Так что приходилось создавать этот продукт «с нуля».

MN: Когда у компании начались проблемы с выплатами партнерам и какие именно факторы стали тому виной?

С.Р.: К  январю 2013 года мы стали замечать увеличение текущих затрат. При этом весь рынок розничного кредитования падал, и наши показатели падали вместе с ним. Поскольку данный вид бизнеса достаточно специфичный, то в нем нельзя сохранять положительный баланс, сохраняя высокий уровень сервиса и низкие затраты. Качество стоит дорого: персонал, аренда, связь, реклама, логистика, совершенствование программного обеспечения – вот то, без чего невозможно было создать лидирующий сервис, каковым на протяжении всего этого времени являлся YESCredit.

MN: Есть мнение, что банки начали отказываться от сотрудничества с вами из-за внушительного объема привлекаемого с вашей помощью «некачественного траффика» клиентов. Как Вы можете прокомментировать это?  

С.Р.: В самом начале деятельности сервиса YESCredit наши банки-партнеры поделились на две категории: те, кто поверили в нас и при этом были готовы расширять свои рынки сбыта, и те, кто побоялись рисковать. Со вторыми, по понятным причинам, мы работать не смогли.

При этом нашей командой была постепенно создана такая система прескоринга анкет заемщиков, которая позволяла нам удерживать самый низкий уровень дефолта на рынке. С теми, кто был готов рисковать, мы эффективно работали до самого конца. Пример этому – банк «Ренессанс Кредит», который поддерживал нас до последнего, за что мы выражаем ему глубокую признательность.

MN: Почему о ликвидации было объявлено только 28 июля? Судя по отзывам некоторых ваших партнеров, выплаты уже были приостановлены чуть ли не за несколько месяцев до официального объявления.

С.Р.: 25 июля было получено окончательное решение от наших потенциальных инвесторов об отказе вхождения в наш проект, что незамедлительно повлекло за собой принятие решения о ликвидации компании уже 27 июля.

Выплаты приостанавливались только в адрес тех партнеров, с которыми не был зафиксирован точный размер задолженности. Нами был инициирован процесс сверок расчетов с магазинами, который затянулся на достаточно длительный период из-за упорного, порой, нежелания наших магазинов представлять необходимые документы и информацию. 

MN: Многие интернет-магазины опасаются, что не получат от YESCredit вообще ничего, утверждая, что ни с кем из компании связаться нельзя, офис закрыт. Готовятся коллективные заявления в правоохранительные органы. Как Вы мониторите всю эту ситуацию и как реагируете?

С.Р.: Мы реагируем спокойно, поскольку в настоящий момент проводится совершенно легальная процедура ликвидации компании, призванная в рамках закона удовлетворить все запросы и претензии наших контрагентов. Связь с нашей компанией осуществляется по электронной почте или по юридическому адресу. Проблем здесь быть не должно, мы рассматриваем каждое обращение и формируем список кредиторов. По всем нашим телефонам работает автоответчик, сообщающий подробную информацию. Это связано с  тем, что компания не имеет возможности оплачивать услуги связи и секретаря.

С правовой, а также обывательской точки зрения мы не видим повода для обращения в правоохранительные органы в данной ситуации. Мы вели обычную предпринимательскую деятельность в рамках законодательства. Да, эта деятельность несет в себе риски, как и любая другая. При этом все взаимоотношения с нашими партнерами лежат в плоскости гражданско-правовых отношений. Мы также признаем, что у компании есть задолженность перед своими партнерами, которую мы не отказываемся компенсировать. Споры в данных случаях решают гражданские (арбитражные) суды в установленном законом порядке. Полиция не должна подменять собой гражданское правосудие, как бы этого кому ни хотелось.

Вместе с тем, прежде чем вообще куда-то обращаться мы бы посоветовали нашим контрагентам, во-первых, самим не нарушать закон и не задерживать отгрузки товаров покупателям, а, во-вторых,  провести сверки с нами, направить претензии и вообще придерживаться правового поля.

Я понимаю, что проще писать всякие гадости о нас на анонимных форумах, чем действовать в рамках закона. Но, к слову заметить, именно такие действия в отношении нашей компании в Интернете со стороны некоторых мелких интернет-магазинов и стали если не решающим, то одним из ключевых факторов отказа инвесторов от сотрудничества с нами.

MN: Когда именно по времени планируете начать выплаты партнерам (хочется думать, что так оно и будет) и что конкретно нужно сделать представителю интернет-магазина (какие бумаги заполнить, куда обратиться, как), чтобы все-таки дождаться выплат?

С.Р.: Всем нашим партнерам необходимо направить в наш адрес письменные требования в свободной форме с приложением подтверждающих задолженность документов. Обращения принимаются по адресу: г. Москва, ул. Таганская, д. 3 или по электронной почте info@yes-credit.ru. Единственная просьба — не задавать вопросы, а обозначать конкретные денежные требования.

В течение 2 месяцев по закону мы собираем требования наших кредиторов что бы сопоставить их размер с нашими активами. Если же наших активов не хватит на расчеты с кредиторами, то по закону, в таком случае все расчеты будут происходить в рамках процедуры банкротства, если суд признает необходимость такой процедуры.

MN: Как эксперт, Вы можете сказать, что сегмент онлайн-кредитования в целом сегодня находится в кризисе и судьбу YESCredit вполне могут повторить и ваши конкуренты?

С.Р.: В настоящий момент в кризисе находится весь сегмент розничной интернет-торговли, а также онлайн-кредитование, как неотъемлемая его часть и банковское розничное кредитование, где дела обстоят хуже всего. Кто из наших конкурентов будет следующим – трудно сказать. Если уж лучшая команда, каковой являлся YesCredit, не смогла выжить, то повторять эту бизнес модель, по моему мнению, не имеет смысла.

(Всего прочитано 145 раз, из них 1 посещений сегодня)
1