Олег Гришин, РапидаMoneyNews (MN): Прошло больше года с того момента, как группа «НОМОС-БАНКа» приобрела контрольную долю ООО НКО «Рапида». Какие принципиальные изменения произошли в работе компании за это время?

Олег Гришин (О.Г.): Я бы не стал говорить о каких-то принципиальных изменениях. Четче обрисовалась структура управления, но вектор развития остался прежним: акционеры продолжают делать ставку на инновации и нацеленность на позитивный конечный результат. Наша компания так же как и прежде ориентируется на потребности наших клиентов и партнеров. У нас есть текущие проекты, есть проекты, к запуску которых мы только готовимся. Работа в компании не останавливается, и я уверен, что «Рапида» продолжит демонстрировать высокие темпы роста и в ближайшем будущем.

MN: С 2011 года «Рапида», фактически, взяла курс на инновации. Какие сервисы вы сегодня предлагаете своим клиентам и можно ли выделить среди них наиболее востребованный?

О.Г.: Мы работаем над многими проектами: занимаемся разработкой новых и развиваем уже функционирующие. Один из самых интересных проектов – это реализация электронных билетов на международные и междугородние автобусные и железнодорожные пассажирские перевозки через наших партнеров. В данный момент авиационная отрасль уже внедрила электронные билеты, которые пользуются очень большой популярностью. Уверен, что рынок продолжит развиваться в этом направлении. Например, в прессе уже несколько раз появлялась информация о том, что на электронные билеты РЖД будет скидка порядка 5%. В результате этого приобретение электронных билетов будет более выгодным, чем приобретение билетов в кассе, даже с учетом комиссионных сборов.

Сейчас мы дорабатываем данные продукты и предлагаем их всем нашим партнерам: интернет-банкам,салонам сотовой связи и т.п. Партнерам интересен этот сервис. Проект этот практически готов: когда он окончательно будет реализован, билеты можно будет купить в любом салоне сотовой связи. Уже сейчас наши партнеры в странах СНГ продают электронные билеты на поезда, курсирующие на территории России. Можно сказать, что этот проект достаточно успешен.

MN: Технологически это будет похоже на десятизначный платежный код?

О.Г.: Технологически здесь все гораздо проще. Не обязательно делать акцент на коде. Покупка билета будет происходить также как в обычных билетных кассах и агентствах: человек называет номер поезда или автобуса и дату, в системе автоматически определяется цена и клиент вносит необходимую сумму. Мы хотим, чтобы покупка проездных документов стала еще более доступной, чем есть сейчас и поэтому стремимся передать функцию продажи билетов нашим партнерам. В скором времени, приобретение билета на любой вид транспорта станет таким же простым делом, как оплата услуг сотовой связи или доступа в Интернет.

MN: Расскажите немного подробнее про десятизначный платежный код. Насколько сложно технологически было воплотить этот проект в жизнь?
 
О.Г.: Платежный код – это технология, которая позволяет зашифровать все данные, необходимые для проведения платежа в цифрах. Прежде всего она удобна при повторяющихся платежах, например платежах по кредиту. Платежный код экономит время кассира и клиента, при его использовании меньше вероятность совершения ошибок.

Если говорить про воплощение этого проекта в жизнь, то много сил и времени потребовала разработка самой идеи, концепции. По сути, была разработана универсальная среда, позволяющая разным участникам рынка – и получателям платежа, и тем, кто эти платежи принимает – эффективно взаимодействовать между собой. После разработки концепции за дело взялись технологи и программисты, которые достаточно быстро смогли перевести проект в рабочее состояние.

MN: Как выглядит процесс оплаты по коду?

О.Г.: Если речь идет об оплате кредита, то в первый раз клиенту достаточно сообщить кассиру  реквизиты платежа, предъявить паспорт, если платеж превышает 15 000 рублей, и назвать номер мобильного телефона. В базе формируется шаблон с привязанным к нему номером мобильного телефона. При следующих платежах плательщику достаточно назвать номер мобильного, указанного при регистрации. При использовании кода кассиру не надо искать в базе получателя – он просто вводит код. Логично, что вероятность совершения ошибки здесь сведена к минимуму, экономится время.

MN: Расскажите о преимуществах, которые получает торговая сеть, присоединившаяся к проекту по оплате счетов из интернет-магазинов, и какие выгоды получает интернет-магазин, работающий с «Рапидой»?

О.Г.: Для торговой сети оплата счетов интернет-магазинов – это дополнительный способ заработка на комиссии. Кроме того, это дополнительный трафик, а значит возможность приобретения новых клиентов. Интернет-магазинам сейчас мы предлагаем не только оплату по платежному коду. Наши специалисты разработали отдельный продукт, состоящий из всевозможных способов оплаты, удобных для клиентов. Наша задача – максимально упростить и клиентам, и самим магазинам, оплату покупок.

Общение с нашими партнерами показывает, что интернет-магазины заинтересованы в этом продукте. Владельцы торговых онлайн-площадок принимают активное участие в его улучшении. Ярким примером как раз и является расширение линейки возможностей оплаты. Интернет-магазины хотят получить все платежные инструменты от одного поставщика, и мы удовлетворим эту потребность.

MN: Сегодня в России активно развиваются всевозможные сервисы электронных платежей, мобильная коммерция. Минфин продвигает идею об уходе от наличных расчетов. Тем не менее, люди продолжают идти на почту или в отделение банка, чтобы заплатить за ту или иную услугу. И ведь «Рапиде» это только на руку – доля наличных денег в оборотах вашей платежной системы по-прежнему преобладает…

О.Г.: Стоит начать с того, что сфера деятельности «Рапиды» — это процессинг платежей, как наличных, так и безналичных. «Рапида» достаточно гибка и мы сможем сдвигаться в ту сторону, в которую будет двигаться рынок. Надо помнить о том, что наличные в наше время, так или иначе, переходят в безналичную форму и наоборот. Мы обрабатываем средства, которые уже перешли в безналичное состояние.
 
«Рапида» работает в секторе B2B и ситуация вряд ли изменится в ближайшее время. Соответственно, мы работаем по безналичному расчету с нашими партнерами, которые, в свою очередь, работают уже в розничной сфере и работают непосредственно с отправителями платежей, т.е. физическими лицами.

Сейчас доля наличных платежей заметно больше, но это продиктовано ситуацией на рынке, т.е. наличные расчеты по определению преобладают над безналичными. Даже если сдвиг рынка произойдет в сторону безналичных расчетов, «Рапиде» не придется перестраиваться технологически.

MN: Некоторое время назад появилась информация о том, что система PayPal всерьез рассматривает возможность стратегического сотрудничества с Почтой России. А ведь «Почта» – это один из давних и крупнейших партнеров «Рапиды». Какую выгоду из этого может извлечь для себя ваша платежная система?

О.Г.: Насколько мне известно, PayPal планирует распространять через Почту России свои карты. Пока мне не очень понятны планы PayPal относительно российского рынка, но то, что компания заинтересована в нем видно невооруженным глазом: они, например, активно участвуют во всех отраслевых конференциях, проходящих в нашей стране.  Но до каких-то конкретных шагов дело пока не доходит.

MN: Несколько дней назад вступил в силу закон «О национальной платежной системе». Какие изменения в деятельности «Рапиды» произойдут или уже произошли в этой связи? Вы являетесь НКО, поэтому проблем с законом у вас точно не будет, но ведь и появятся новые возможности…

О.Г.: Вступление в силу закона практически ничего не изменило в нашей работе. Изменения в законодательстве не стали для нас какой-то непреодолимой преградой, ведь мы и до этого являлись кредитной организацией. Вся договорная база полностью соответствовала и продолжает соответствовать действующему законодательству. Если и понадобились какие-то изменения, то они касаются исключительно уточнения формулировок.

Что касается новых возможностей, то они, безусловно, появились и я думаю, что мы попытаемся извлечь из этих возможностей максимум пользы для себя и для наших партнеров.

(Всего прочитано 84 раз, из них 1 посещений сегодня)
0